Креативная экономика? В деревне уже распробовали…

КИТАЙСКАЯ пословица гласит: бойтесь своих желаний, ибо им свойственно сбываться. Немногочисленные же энтузиасты, которые десять лет назад взялись за развитие в Беларуси нового дела — сельского туризма, собственных дерзновенных порывов, впрочем, не опасались. Хотя, казалось бы, на тот момент в этой сфере и отставали мы даже от ближайших соседей, не говоря уже про итальянцев. И вообще, самого понятия «агротуризм» в ходу не было. Но пока многие вели в деревне традиционное сельхозпроизводство, на селе мало-помалу стали проклевываться ростки совершенно нового экономического мышления. И вот уже, спустя десять лет, есть повод проанализировать, чего же добились, какие трудности преодолевали и преодолевают эти люди, которых формально и немного казенно называем «субъектами агроэкотуризма»…

Заметки на юбилейных полях: время итожить первые две пятилетки отечественного агроэкотуризма

КИТАЙСКАЯ пословица гласит: бойтесь своих желаний, ибо им свойственно сбываться. Немногочисленные же энтузиасты, которые десять лет назад взялись за развитие в Беларуси нового дела — сельского туризма, собственных дерзновенных порывов, впрочем, не опасались. Хотя, казалось бы, на тот момент в этой сфере и отставали мы даже от ближайших соседей, не говоря уже про итальянцев. И вообще, самого понятия «агротуризм» в ходу не было. Но пока многие вели в деревне традиционное сельхозпроизводство, на селе мало-помалу стали проклевываться ростки совершенно нового экономического мышления. И вот уже, спустя десять лет, есть повод проанализировать, чего же добились, какие трудности преодолевали и преодолевают эти люди, которых формально и немного казенно называем «субъектами агроэкотуризма»…

Прирастать не комнатами, а домиками

Вадим Кармазин, директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, считает, что из всей отечественной индустрии отдыха именно сельский туризм смог о себе наиболее ярко заявить. Правда, стоит иметь в виду: фактически безналоговое существование, продленное до 2021 года, изначально дает фору именно этому виду бизнеса. Признаем честно — все ли бизнес-проекты могут спасать от бульдозера, по сути, аутентичные белорусские «хаты»?! А там, где осталось хотя бы несколько домиков-неноводелов, продолжает жить и своеобразная, «адметная», деревенька!

В Беларуси уже появились целые регионы, где такое возрождение деревень приобрело масштабы вовсе не единичных случаев! Директор Департамента по туризму Минспорта и туризма назвал сразу несколько таких точек на карте: Кореличский район, почти вся Витебщина… Думается, государство не прогадало, освободив хозяев подобных проектов от налогового бремени. Агротуризм как раз и есть яркий пример социально-ответственного бизнеса, который, подобно шустрому локомотивчику, тащит за собой переход в новое качество зачастую прежде угасавших деревень.

Не исключено, скоро на многих агроусадьбах, кроме основных домов, вырастут еще и гостевые: Вадим Кармазин говорит, что прорабатывается возможность принятия соответствующего законодательного акта. Вот так: начинали с пары-тройки комнат...

«Упрямые» проценты

Такое развитие — качественное и количественное — вполне целесообразно, если учесть, что в прошлом году белорусские агроусадьбы посетили гости из 64 стран мира! Значит, есть стабильный интерес? Да, но посмотрим на гостевой поток — 86 процентов в нем приходится на соотечественников, а остальное — на жителей стран СНГ, с небольшой долей представителей дальнего зарубежья. Есть о чем задуматься.

И прежде всего над тем, как укреплять въездной акцент — с «прицелом» на туриста из дальнего зарубежья. Нельзя все время надеяться на своего соотечественника! Тем более что ценник не снижается — услуги белорусских усадеб по-прежнему держатся на довольно высоком уровне. 45 долларов в сутки за «номер», с трехразовым питанием, набором всевозможных развлечений — таков, примерно, прайс в лучших белорусских усадьбах. Дорого? Можно поискать дешевле, но и сервис будет тоже соответствующий цене.

А где ж брать «золотой запас» на случай развития?

Агроэкотуризм по-белорусски заставил по-иному взглянуть на потенциал той же глубинки. Появились, с подачи БОО «Отдых в деревне», целые «зеленые» маршруты. Причем энтузиастам удалось расшевелить поначалу скептически настроенных местных чиновников. Те же представители местных властей, кто «влез» в это дело с головой, теперь всерьез говорят не только о молоке, мясе, зерне и прогнозных показателях. Бизнес на отдыхе в глубинке, считает Вадим Кармазин, стал примером эффективного частно-государственного партнерства:

— О каких-либо конфликтах, недопониманиях между субъектами агроэкотуризма и местными властями практически не доводилось слышать. Но это не значит, что турбизнес в этом сегменте идет беспроблемно.

Пожалуй, более всего мешает успешному становлению многих небольших турпроектов на селе финансовая «загвоздка». Программа льготного кредитования, стартовавшая в 2007 году на базе Белагропромбанка, не то чтобы свернута совсем — продолжает действовать, однако в прошлом году по Беларуси было выдано всего 32 кредита на развитие усадебного отдыха по-деревенски. В этом году, хотя он еще не завершился, пока лишь 18.

— А в чем все-таки причина угасающего интереса к получению льготных кредитов? — спросила я экспертов на пресс-конференции, посвященной 10-летию белорусского агроэкотуризма.

Вадим Кармазин заверил: в Минспорта и туризма понимают, что ситуацию нужно как-то исправлять. Сейчас готовятся предложения в Совет Министров — об упрощении процедуры получения кредитов, а также о возможности увеличения размеров, сумм, предоставляемых банком. Последнее обстоятельство особенно актуально для крупных сельхозпредприятий, которые могли бы брать больше денег, но… К слову, именно с 2009 года, когда по инициативе Госконтроля ужесточились требования к кредитополучателям, интерес и стал угасать. Люди почувствовали ответственность за деньги, которые придется отдавать? В частности, чтобы разжиться миллионами рублей на развитие, под льготный процент, нужно показывать не потенциальные, а реальные доходы.

— Да, поначалу мы были несказанно рады, что пошло льготное кредитование, — прокомментировала Валерия Клицунова, председатель правления БОО «Отдых в деревне». — И, надо заметить, многим хозяевам усадеб эти кредиты помогли, и серьезно! Но потом, видимо, на уровне банковском, контролирующем, не прозвучало убедительно, что ведь это не просто система кредитования, а социально-значимая программа, обеспечивающая создание новых рабочих мест! Ужесточились требования, и пропала легкость получения. Можно идти тут либо по пути исключения из общих правил, либо банк мог бы застраховать риски. В любом случае мы все, сообща, должны в ближайшее время поработать над тем, чтобы программа льготного кредитования из полуугасшего состояния снова перешла в активное.

Хозяева рассуждают и планируют…

По словам Андрея Нижника, хозяина агроусадьбы «Заречаны», что в Пуховичском районе, есть случаи, когда хозяева не могли и за пять-шесть (!) лет получить нужный кредит. Много денег, времени, сил уходит на собирание бумаг, пробивание своих идей, проектов. А вот Анатолий Ганец, создавший в Воложинском районе свою «Ганку», одну из лучших белорусских усадеб, беспокоится, чтобы побольше информационных знаков, указателей вело к подобным объектам в глубинке. Но установить сегодня одну такую «шыльду» стоит ни много ни мало два миллиона рублей. А если, прикинул Ганец, его объект «требует» установки четырех указателей? Кому за них платить? Может, разделить затраты поровну — между местной властью и хозяевами усадеб?

— Сегодня уже есть смысл говорить не о хозяевах усадеб, а о мини-туроператорах, — рассуждает Валерия Клицунова. — В Беларуси агротуризм добывает нелегкие деньги. По сути, имеем дело с креативной экономикой: когда фактически из ничего приходится делать конкурентоспособный турпродукт — раскручивать какие-то подзабытые местные ремесла, культурные, исторические «фишки». Продолжим усердно трудиться над региональными брендами — их еще предостаточно в Беларуси, например, Дрибинщина может удивлять своими валенками.

Агроэкотуризм — красивая идея, которая объединяет белорусов, полагает Клицунова. Сами же субъекты этого бизнеса продолжат объединяться в кластеры (уже созданы в Лепельском, Щучинском, Воложинском районах). А вот первый белорусский агроэкотуристический курорт, вместо анонсированной много раз реализации на Россонщине, может вполне появиться в... другом месте. В последнее время Воложинщина тут перехватила инициативу.

Псевдо? Не нужно!

Словом, жизнь агротуристическая не стоит на месте. И в «семье», что называется, не без отдельных... «пришлых» личностей. Вадим Кармазин говорит, что хотя и в единичных, но все-таки случающихся ситуациях под «маркой» агроусадьбы туристу может попасться… объект, допустим, придорожного сервиса. Да еще с не самым лучшим сервисом, зато — с бильярдным клубом и т.д. и т.п. Сейчас налоговиками готовится рейд-проверка, чтобы пресечь, если обнаружатся, конечно, подобные «точки» псевдоагротуризма. Такой — точно никому не нужен!

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter