Креатив и полуфабрикаты

"Мельница моды" увеличивает запасы "муки". Когда же будут "булки"?
Пытаясь воплотить в жизнь тенденции нынешнего (летнего) и будущего (зимнего) модных сезонов, участь которых ведущие мировые кутюрье решили окончательно и бесповоротно, легко обнаружить, что никаких потрясений не предвидится: к резким движениям законодатели актуального стиля пока не готовы. Понятное дело, когда мода - бизнес, решительная смена объемов и силуэтов чревата ощутимыми финансовыми убытками. Психология и кошелек массового потребителя требуют к себе самого чуткого отношения, и в действительности еще вопрос, кто кому диктует больше: мода своим "жертвам" или наоборот. Ну кто, например, заметил, что полгода назад джинсы-клеш с заниженной талией были объявлены категорически устаревшими? А теперь, оказывается, те же самые джинсы (естественно, по-прежнему искрящиеся так полюбившимися народу стразами) - последняя "новинка" сезона... Очевидно, пресловутый гламур будет царить на подиуме и за его пределами еще не год и не два.

Но если долгое время питаться только кремом и взбитыми сливками, хрустящий соленый огурец с пупырышками покажется пищей богов. Можно сказать, что национальный фестиваль моды и фото "Мельница моды-2006" прошел под знаком тотального антигламура. Тем не менее в течение всех трех дней в столичном ДК профсоюзов царил неизменный аншлаг, а многочисленные гости из Москвы, Барселоны, Вены, Берлина, Парижа, Мюнхена, Милана и шведского Бороса, представлявшие международные школы моды и дизайнерские конкурсы, не демонстрировали никаких других эмоций, кроме восторженных. Татьяна Михалкова, курирующая Международный конкурс молодых дизайнеров "Русский силуэт", вопреки традиции приглашать от каждой страны не больше одного участника выбрала целых 4 белорусских коллекции - они отправятся в Москву уже 11 июня. К слову, коллекций этих могло быть еще больше, если бы гендиректор фонда "Русский силуэт" Татьяна Титкова вовремя не заметила Татьяне Евгеньевне, что "белорусов у нас и так слишком много". Кстати, нынешний "Русский силуэт" вынесут на себе в основном белорусские модели Центра современного стиля и моды "Universum Models" Саши Варламова, невозмутимо выдержавшие этот трехдневный марафон. 25 других коллекций будут выставлены в парижской "Галерее Лафайетт" - знаменитом универмаге, давно ставшем не меньшей достопримечательностью, чем Эйфелева башня. И еще 25 - в берлинской "Лафайетт"... Александра Будник, автор коллекции "Уж замуж невтерпеж", стилизованной под томные 1930-е, отправится на стажировку в институт европейского дизайна в Барселоне, Анна Сосновская, получившая особенно горячую поддержку у зрительного зала, предложившая сильному полу облачиться в брутальные кожаные плащи и пестрые рубашки, - в мюнхенский филиал Международной школы моды "Эсмод", а Татьяна Ласута, создавшая коллекцию "Руки", изобилующую так ценимой в Европе ручной работой, - в берлинский "Эсмод"... И это еще не все - институт европейского дизайна решил создать в Минске свой филиал, впечатлившись на нашей модной "Мельнице" обилием талантливой и увлеченной молодежи.

Создается впечатление, что модой в Беларуси сегодня не занимается только ленивый - убедительное количество лауреатов и победителей международное жюри выбрало, отсмотрев 180 коллекций. В свою очередь, эти 180 - та "мука", которую "Мельница моды" просеяла за год, проводя отборочные туры по областям. То есть претендентов создавать белорусский "fashion" в десятки раз больше. Только наш "fashion" пока обходится без обычной в данном случае приставки "индустрия".

Ситуация насколько парадоксальная, настолько же и закономерная. Поскольку модного бизнеса в Беларуси как такового нет, терять нашим дизайнерам абсолютно нечего, выгодные контракты и сонмы поклонников у них еще только в перспективе. Поэтому они вполне могут позволить себе игнорировать любые тенденции и, не связанные необходимостью угождать модной публике, способны выдать такой креатив, что мир ахнет.

И мир ахает. Потому что в сегодняшней прагматичной Европе высокая мода, не приносящая никаких дивидендов своим создателям, кроме моральных, уже неактуальна. Предлагать идеи не на ближайший сезон, а на отдаленное будущее - роскошь. Но эту роскошь мы пока можем себе позволить. Можем вопреки всем "тенденциям" в изобилии выплеснуть на подиум жизнерадостный красный цвет, обрядить манекенщиц в буденовки и моделировать одежду будущего на основе национальных белорусских и еврейских нарядов... Честное слово, временами создавалось впечатление, что наши дизайнеры, будто сговорившись, решили воплотить всю историю страны за последнее столетие. Но, по словам Саши Варламова, раскрутившего свою "Мельницу моды" уже в 14-й раз, все, что появилось на подиуме в эти дни, публика сможет принять не раньше 2008 года.

Впрочем, Татьяна Михалкова с этим не вполне согласна.

- С таким количеством талантов у Беларуси громадные перспективы, - считает она. - Здесь есть потрясающие ткани, весь мир носит белорусское белье, то есть само определение "белорусское" для многих уже признак качества... Но я прошлась по минским бутикам и заметила, что у вас напрочь отсутствует молодежная линия. Местная промышленность очевидно еще не прочувствовала этот момент... В финал "Русского силуэта" с "Мельницы моды" мы взяли три мужские коллекции - это настолько ново, свежо! А какие были детские коллекции - да в них весь мир можно одевать. Вы знаете, у меня внуки, я часто подыскиваю для них одежку в Европе и могу сказать наверняка - если прямо сейчас предложить миру идеи ваших дизайнеров, это пойдет на ура, будет нарасхват просто. То есть многое ваша промышленность могла бы внедрить без риска, абсолютно...

Но "Мельница моды" всего лишь производит "муку" - открывает новые имена и обучает перспективных юных кутюрье чувствовать моду. С каждым годом запасы "муки" все больше. Пора бы солидным людям подумать, каких "булок" из нее можно напечь...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter