Креатив и негатив

О туриндустрии

Не знаю, как вам, а мне тема привлечения туристов в нашу страну, признаюсь, уже поднадоела. Что только не делаем — ищем легенды, ремонтируем исторические здания, благоустраиваем палисадники... И все равно в провинции туристический автобус встретишь нечасто... Я не говорю о санаторных комплексах, которые привлекают жителей соседних стран доступной ценой и качеством услуг. Речь — о презентации достопримечательностей. С этим пока туго. Даже в приграничном Гродно, богатом своей историей и архитектурой, самые частые гости — минчане.


Организация туриндустрии включает в себя несколько этапов, один из которых мы вполне успешно проходим сейчас. Это — приведение местных достопримечательностей в такое состояние, чтобы не стыдно было показать гостям. Деньги и профессионалы постепенно делают свое дело. Но пора уже предпринять следующий шаг — завлечь туриста, доказать ему, что у нас он не потратит время зря. И тут стоит включить мозги.


Не будем переоценивать среднестатистического путешественника. Мало кто из иностранцев поедет осматривать наши замки только потому, что они находятся в Беларуси, а не, к примеру, в Чехии либо Польше. Для того чтобы обеспечить «вал» путешественников, креативщики–профессионалы уже давно вывели для себя правило трех «с». Ничто, мол, так не привлекает публику, как страх, секс и смех. Попробуем поразмыслить, подойдет ли такой подход нам.


Что касается секса, лично я категорически против такой завлекаловки. Искренне не хочу подобного имиджа для родной страны. Занята ниша Таиландом, и ладно... О смехе. В эту категорию обычно записывают различные развлекательные заведения, аквапарки, диснейленды и курьезные достопримечательности. Не так давно услышала циничное предложение от специалиста по туризму. Мол, почему бы не покрасить один из танков, размещенных на площадях белорусских городов, в розовый цвет? И затраты небольшие, и оригинально... Любители «оригиналинки» со всего света потянутся к уникальной машине со своими фотоаппаратами. Не говоря уж о пацифистах, которые внесут военную технику цвета Барби в свой маршрут...


Только стоит ли разменивать уважение к истории, да и к себе на организацию такого туризма? Этот вопрос каждая страна решает для себя сама. Позволяют же англичане находиться в столице галерее Саатчи, выставляющей только самые скандальные произведения. О многих работах, размещенных там, неприятно даже упоминать. Еще один пример широких взглядов на креатив — «стена жвачек» в Сиэтле. Целая стена дома, сплошь облепленная миллионами жеванных резинок. Без сомнения, она привлекает к себе тех, кто хочет оставить после себя «след в истории». На мой взгляд, это самый выразительный в мире памятник неряшливости. Но выбор сделан, рефлексии позади, и подобные объекты успешно способствуют пополнению городской казны.


Страх привлекает людей ничуть не меньше. Лагерь смерти Дахау в Германии, польский Освенцим, американский Манхэттен и его «Граунд зеро» на месте разрушенного Торгового центра, музей казней во Франции и пражский музей пыток, парижские кладбища и музей–костехранилище в Чехии, гаитянские рыки вуду и израильский Яд–Вашем... Жаждущие острых ощущений туристы готовы платить любые деньги, чтобы попасть даже в радиоактивную зону отчуждения — на Чернобыльскую АЭС и в соседствующий с ней мертвый город Припять. Камбоджийские власти открыли для посещений Поля смерти в Чоенг Эк, где любители пощекотать себе нервы ходят по полу, залитому кровью жертв режима Пол Пота...


Но стоит ли смаковать подробности смертей и страданий? В общем, не знаю, как для кого, но эти три «с» не по мне точно.


Чем искать предложения по принципу «все на продажу», лучше освоить самый очевидный, но крайне сложный маркетинговый прием: гостеприимство. Вспомните банальный поход в ресторан. Сколько приходится ждать, пока хмурый официант вас заметит, найдет время поднести меню, поинтересоваться выбором, выписать счет, выдать сдачу. Поход за приятным отдыхом порой превращается в нервное ожидание. Лично я уже даже не удивляюсь, когда официант «забывает» убрать грязную посуду или, «дико извиняясь», посылает разменивать двухсоттысячную купюру в ближайший магазин, попросив в залог сумочку или паспорт. Аналогии можно найти и в гостиничном сервисе, и в магазинах... А ведь иностранцам хочется культуры обслуживания, фирменного стиля, когда клиент находится в центре внимания обслуживающего персонала. И мы прекрасно понимаем, что турист, почувствовав душевное отношение к себе, может оставить здесь половину содержимого кредитной карточки и в следующем году приехать снова — с друзьями. А не почувствовав — не оставит и не приедет.


Подсчитано, что среднестатистический турист на осмотр музеев и достопримечательностей тратит 15 процентов своего времени. Гостиничный номер, рестораны, магазины, развлечения, сувениры, новые знакомства — это также неотъемлемая часть программы посещения любой страны. В наших силах сделать ее безупречной. И пусть это станет эксклюзивной концепцией развития туризма.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter