Край желтых кувшинок: в 2019-м Лепельский район отметит 580-летие

Край желтых кувшинок


В этом году Лепельский район отметит 580-летие. Древние балты когда-то назвали эту местность «лепель», или «желтые кувшинки». По другой версии, в основе топонима — белорусское «лепей», «лепый», то есть лучший, красивейший. Расположенный на пути «из варяг в греки», Лепель был редким бриллиантом, о котором мечтали многие завоеватели. Пройдя через бесчисленные войны, город всякий раз возрождался из руин. Среди уникальных достопримечательностей Лепельщины — Березинский биосферный заповедник и его главное чудо, водная система, построенная еще в XVIII веке; озеро Лепельское и его мифический обитатель Цмок; памятники зодчества — костел Святого Казимира и церковь Святой Параскевы-Пятницы; находящийся под охраной государства царь-дуб пять метров в обхвате... Перечислять можно долго. «А лучше приезжайте в гости», — зовет Михаил Кислевич, самый молодой в Беларуси глава района. С благодарностью принимаем приглашение. Места колоритные, а люди трудолюбивые, яркие. Их пример воодушевляет... 

Фольклорный клуб «Круговерть» вернул из небытия не один десяток характерных для Лепельщины песен, танцев и игр.

Попасть в «молоко»

Для коренной лепельчанки Жанны Абашевой в этой фразе — исключительно позитив. Совсем юной, 17-летней, она пришла на работу в цех Лепельского молочно-консервного комбината и осталась на 35 лет. Начинала маслоделом 2-го разряда, чтобы спустя годы дорасти до заместителя директора по производству. Должность самая ответственная. Именно под контролем Жанны Михайловны технологические процессы идут точно, как швейцарские часы. Модернизация производства, контроль качества и освоение новых видов продукции — все в обязанностях нашей собеседницы. А ведь когда-то она мечтала об институте иностранных языков и карьере переводчика. У победительницы областных олимпиад было направление и все шансы покорить столичный вуз, но не сложилось. Срочная телеграмма изменила все. Вместо последнего экзамена Жанна помчалась домой... На будущий год можно было повторить попытку, но решила по-своему, ничуть не сожалеет собеседница:

— Нас у родителей восемь, я — сама младшая, так что пора было переходить на свои хлеба. В 1986-м без отрыва от производства поступила в Московский ордена Трудового Красного Знамени технологический институт, между прочим, один из самых престижных в Советском Союзе. Добрая половина студентов — иностранцы. Качество образования, подходы — все на уровне. 


Единственный предмет, который в ту пору трудно давался лепельчанке, — экономика. Это потому, что теория шла отдельно от практики, рассуждает Жанна Михайловна:

— Сейчас удивляюсь: ну что там непонятного? Как только переходишь от книг в цеха — все белые пятна быстро исчезают. Получив специальность инженера-биотехнолога, на все сто убедилась, что не ошиблась с выбором. Люблю свою профессию! Создавать вкусное, качественное, востребованное — это захватывает. 

Производственник до мозга костей, Жанна Абашева искренне радуется, вспоминая успехи родного комбината. А их немало. К примеру, в свое время она стояла у истоков поставок сухого цельного молока в Венесуэлу. Требования были самыми жесткими, но лепельчане справились. Чтобы продолжать в том же духе, нужно держать руку на пульсе технологий и спроса. Сухое молоко — это 80 процентов выручки, обозначает собеседница:

— Активно сотрудничаем по его экспорту с Россией, Китаем, Венесуэлой, Ливаном, Ливией, Грузией... 

Первую партию такого сухого продукта выпустили в Лепеле в 1951 году. Как напоминание об этом — единственное оставшееся с той поры неизменным на комбинате сооружение — водонапорная башня, которую превратили в музейный экспонат под открытым небом. 

Привычка жениться

«Женитьба Терешки» — историко-культурная ценность Беларуси, которая претендует на место в Списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. А еще это визитка Лепельщины. Старинный обряд больше десяти лет проводит местный фольклорный клуб «Круговерть». Его руководитель Светлана Карабань — личность яркая и, кстати, успешно совмещающая творчество с должностью директора Полсвижской базовой школы. Любовь к белорусскому фольклору, традициям у нее в генах, признается Светлана Анатольевна:

— К народным танцам, песням приобщила бабушка Анна Ильина, которую, в свою очередь, научила этому мама — моя прабабушка с редким именем Мавра. Поэтому когда в 2006 году предложили взять под крыло целый фольклорный коллектив, согласилась с радостью. 


До Светланы Карабань коллектив «Круговерть» уже имел звание народного. С тех пор раз в несколько лет успешно это подтверждает. После прихода нового руководителя лепельчане активнее пустились в пляс. Светлана Карабань обожает народные бытовые танцы и умеет заразить ими как никто другой:

— В нашей программе все с местным, лепельским колоритом. Чтобы отыскать изюминки, ездим по деревням, к подлинным носителям традиций. Жаль, с каждым годом их меньше… 

Коллектив «Круговерть» — 15 человек. Нет, не так! Это 15 энтузиастов, людей самых разных профессий — от предпринимателей до педагогов, которые свободное от работы время посвящают возрождению белорусских традиций. Для нас артисты охотно повторили «Женитьбу Терешки». Настолько сочно, весело и азартно, что захотелось присоединиться. Пуститься в пляс, а после команды «На вiшаньку!» расцеловать партнера в обе щеки. А затем — снова закружиться в танце под звуки живой музыки. Когда-то шуточную свадьбу с главным героем Терешкой играли по всей Беларуси, эта неизменная часть представлений на Коляды. Этнографы установили, что Терешке поклонялись молодые супружеские пары еще во времена Полоцкого княжества. Считали его символом мужского достоинства и силы. Ценно, что обряд остался аутентичным. Таким и важно донести его до следующих поколений. На неизменный обычай приезжают посмотреть многочисленные гости, в том числе и зарубежные.  

За время существования состав клуба не раз менялся, но воспитанники коллектива всегда готовы снова встать в круг. Четыре года назад Светлана Карабань приобщила к танцам, песням, игре на баяне своего супруга Валерия. Их 25-летняя дочка Вероника — медик по образованию, живет в столице. Но случись возможность и настроение, тоже участвует в представлениях «Круговерти». Фольклорный клуб вернул из небытия не один десяток характерных для Лепельщины песен, танцев и игр. Сохранять их будут не только взрослые, но и совсем юные звездочки коллектива. 

Чудеса в бетоне

Талантливого скульптора и резчика Игоря Трибо в шутку зовут лепельским Церетели. Игорь Васильевич — человек веселый, жизнерадостный, легко соглашается: 

— Творчество люблю, масштабы тоже — так что все сходится. Мини-поделки — не мое. Гораздо интереснее замахнуться на что-то грандиозное — чтобы заметили и удивились: «Как это сделано?»


Со многими из работ лепельчанина вы заочно знакомы, если хоть раз проезжали по трассе Минск — Витебск. Возле гостиничного комплекса раскинулся большой двор с десятками приметных персонажей. Наш лесной исполин зубр, Змей Горыныч и три богатыря, джин и медведи с картины Шишкина «Утро в сосновом бору», заяц-байкер, который летит вдаль от серого волка на крутой тачке, внучка, Жучка и остальная честная компания тянет из земли репку... В общем, настоящая сказка в бетоне. И магнит для постояльцев, особенно с детьми, улыбается автор:

— Хозяин придорожного сервиса, на которого трудился, когда-то поставил мне любопытную задачу: создать для гостиницы что-то особенное. Спросил: «Сумеешь?» Я пообещал: «Справлюсь!» И не подвел. 

Начал Трибо с резьбы по дереву — так появились барельефы в банкетном зале на тему охоты и деревенского быта. А позже «вышел» на улицу. Да так увлекся большими композициями, что сделал их своей визиткой. Благо образование позволяет погружаться в искусство не по наитию, а с мастерским подходом. По профессии он — учитель, вводит в курс Игорь Васильевич:

— Моя вотчина — это труды, рисование и черчение. Сейчас преподаю трудовое обучение в гимназии № 2. Часов немного, но мне хватает, ведь все остальное время могу посвятить творчеству.

А его плоды впечатляют. К примеру, чего только стоит симпатичный огромный Цмок, или стегозавр, возле райгаза, на которого скульптор отдал весь педагогический отпуск! 

— Думаю, это дракон, — говорит мастер, — но местные все равно зовут его Цмоком — мифическим персонажем, который, по легенде, когда-то обитал в нашем Лепельском озере. 

Чтобы динозавр крепко стоял на своих четырех, пришлось постараться. Как и многие другие композиции, Игорь Трибо создал его по особой технологии — нанесением торкрет-бетона. Это когда металлический каркас набивают специальным раствором. Сварочный аппарат, молоток и кувалда — вот и все инструменты, смеется умелец. Цмок-динозавр, на которого он ловко взбирается, чтобы еще раз продемонстрировать масштабы, весит... 6 тонн. Точную цифру показал подъемный кран, с помощью которого установили скульптуру. 

На татами — школа Поповых

С тренером по дзюдо и самбо Галиной Поповой мы встречаемся в... галерее местного центра ремесел. Здесь проходит персональная выставка сильной на ковре и в жизни женщины, которая знает: упорство города берет. И спортивные пьедесталы тоже. Знакомя меня со своими картинами, Галина Николаевна ведет удивительный рассказ. О том, как в прошлом лыжница в 30 лет овладела борьбой, не раз становилась призером чемпионатов Беларуси, в 38 (!) лет выполнила норматив мастера спорта, а потом перешла на тренерскую работу... Все это было бы нереально без супруга Георгия, признается собеседница:

— Именно он, воспитанник отделения борьбы института физической культуры, стоял у истоков зарождения борцовской секции на Лепельщине. Часто говорю мужу: «Напиши книгу, научи своим приемам». В ответ он только смеется, что это, мол, секрет фирмы. Хотя сколько ни смотри и ни читай о борьбе, все равно выйдешь и сделаешь все по-своему. 


О Галине и Георгии Поповых я слышала и раньше. Это родители и первые тренеры Степана Попова — известного белорусского самбиста, чемпиона мира и Европы, а еще I Европейских игр. Его старший брат Алексей тоже выбрал спорт, готовит к будущим победам юных жителей Лепеля. Обоими сыновьями Поповы безмерно гордятся, и есть отчего. Лепельская школа борьбы, которую в районе называют не иначе как с приставкой «Поповых», входит в структуру Витебской областной центральной СДЮШОР профсоюзов по борьбе «Богатырь». Местные мальчишки и девчонки, а также их родители считают, что им несказанно повезло. Не каждый имеет возможность заниматься у тренеров экстракласса, которые до иппона (чистой победы) доведут. 

Вместе Поповы 38 лет, каждый день из которых наполнен поддержкой, теплом и гармонией. Георгий Эдуардович, который присоединился к нам позже в спортзале, не станет показывать приемы, но обезоружит, уложит на лопатки... стихами. Большинство из них — о любимой Галине, которая, кстати, собрала воедино творческие записи мужа, издала и подарила ему книгу. Его собственную, ценную не тиражом, а содержанием. 


Спортивный семейный подряд учит главному: не только самообороне, а преодолению, вере в собственные силы. Помогает на все сто, нет сомнений у 14-летних Влады Пшенко и Карины Жерносек. Девушки наперебой уверяют: придя на борьбу, раскрыли себя, поняли: все возможно. Земляк-звезда — отличный пример для подражания. 

Крестьянская жилка 

Однажды лепельчанин Андрей Роговенко решил податься в сельскую местность: мол, на периферии и дышится легче, и работается веселей. Окончательный переезд в крепкий уютный дом в Новом Лядно — в ближайших планах. А пока работник «Лепельводоканала» бывает в деревне так часто, как позволяют график и погода. 


Свободная минута — и уже в пути, делится Андрей Тимофеевич:

— Здесь же не просто дом, а 5 гектаров земли, хозяйство — все живое, требует ухода и внимания. Смотрите, у меня под 30 овец и два барана особой эдильбаевской породы, и это только начало. Планирую развести солидное стадо: площади и силы позволяют.

Хозяин подводит нас к загородке, где важно вышагивают симпатичные чернявые «бяши». Традиционно эдильбаев разводят на мясо и курдючное сало. Порода в уходе несложная, а продукцию считают диетической, полезной, знакомит с особенностями собеседник:

— Холестерина в таком мясе меньше, чем у кролика. Курдюк — вообще деликатес. У нас с женой есть фирменное блюдо: берем картофель, нарезаем, присаливаем, кладем внутрь курдюк, заворачиваем все в фольгу — и в костер. Пальчики оближешь!

Овцеводство сегодня не самая популярная отрасль. Что заставило посмотреть в эту сторону — интересуюсь. Андрей Роговенко видит перспективу:

— Мясо вполне востребованное, с шерстью и шкурой сложнее. Пристроить реально только белую шкуру тонкорунных животных, а у нас — черные, да еще с грубой шерстью. Хочу попробовать сдавать шерсть частнику из-под Витебска, который мастерски занимается валянием. Кое-какие наметки уже есть. 

Откуда в нем это — быть пахарем, созидателем, Андрей Тимофеевич знает наверняка. От отца, который прожил до 90 лет и до последнего держал хозяйство. Уважение к труду передал сыну. Андрей Роговенко, который пока еще не фермер, благодарен:

— Если ты к земле хорошо, с любовью, то и она не поскупится на результат. Управляться мне помогают жена Татьяна, она медсестра в местном санатории, дочка Дарья, выучившаяся на инженера лесного хозяйства и подавшаяся в Березинский биосферный заповедник, сын Артем, ему 22, сейчас учится в Белорусском аграрном техническом университете, но тоже не остается в стороне. Даже малышей-внуков в обязательном порядке учим уважению, бережному отношению к природе. Особенно старается старший, трехлетний Захар, просит: «Деда, кормить овечек!»

Кроме пяти гектаров земли, овец и кур, зарыбленного карасем пруда, Роговенко держит пчел. Раньше глава семьи выбирался на охоту, добывал и кабана, и лося. Нынче не до того — забот невпроворот. «Благо с техникой помогает местное хозяйство, за это спасибо», — отмечает собеседник. Но и сам он не плошает: купил юркий мини-трактор «Беларус», а теперь поглядывает в сторону пресс-подборщика. Пора расширяться — не подведи, крестьянская жилка!

naumova@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter