Творческое наследие, уникальная архитектура и семейные династии: чем удивляет Узденщина

Край ты мой соловьиный

С Уздой и ее окрестностями связано множество знаковых для белорусской и мировой литературы имен — здесь родилось более 20 поэтов и писателей. Относительно небольшой район с 23 тысячами населения и административным центром в 70 километрах к югу от столицы сможет удивить любого. Тихий и непримечательный, на первый взгляд, он вмещает в себя десять историко-культурных ценностей — памятников архитектуры и археологии.


Первое упоминание об Узде датировано 1494 годом. По легенде, необычное название местечко получило в древние времена, когда, проезжая через безымянную речушку, зажиточный вельможа обронил здесь золотую узду. После долгих и безрезультатных поисков повелел назвать речку Уздянкой и основать поселение на ее берегах. Так и повелось.


Родная земля щедро наделила своих детей талантами. В усадьбе Наднеман можно узнать о жизни знаменитого ученого Наркевича-Иодко. А имение Завишей в Кухтичах — ну чем не архитектурная находка? До сих пор хранит богатейшую историю рода, а в далеком 1572-м именно здесь была допечатана всемирно известная Библия Симона Будного. Отсюда идет родословная классиков литературы — Янки Купалы и Кондрата Крапивы. Последнему здесь посвящен музей. Сегодня летопись славных дел легендарных земляков продолжают местные жители.



Прошлое в настоящем

Чуть в стороне от центра города сохранился Крестовоздвиженский костел — настоящая местная драгоценность. В советское время памятник деревянного зодчества XVIII века служил районным Домом культуры, а семь лет назад остался без хозяина. О славном прошлом костела тогда напоминала лишь кирпичная ограда с въездной брамой, присущая классическим католическим храмам, да оригинальная каменная апсида на заднем дворе. Недавно уникальное здание приобрел неравнодушный местный житель, который взял на себя обязательство сохранить здание, а за историческую реконструкцию взялась команда краеведов из средней школы № 2 им. К. Крапивы. 

Владислав Миличенко, Андрей Ермольчик и Анна Байдакова.

— Информации о том, как выглядело здание изначально, нет. Сохранен чертеж УКСа и две фотографии внешнего облика костела. Основываясь на этих скромных сведениях, а также выписках из архивных документов, моделируем 3D-чертеж. В планах — создание макета на 3D-принтере, — рассказывает ученица девятого класса Аня Байдакова. 

Реализовать проект талантливой старшекласснице помогают опытные краеведы Андрей Ермольчик и Владислав Миличенко. Вдохнуть новую жизнь в историческую ценность непросто, однако энтузиасты не жалеют сил:
— После реставрации уникального здания туристов на узденской земле только прибавится. Крестовоздвиженский костел известен далеко за пределами Беларуси: здесь крещены отец и дедушка Янки Купалы, русский писатель Фаддей Булгарин, воскресные службы тут посещал поэт Томаш Зан. Утратить такое историческое наследие для нас недопустимо.

Свести воедино разрозненную информацию непросто. Собирают ее по крупицам:

— Подключаем как местные источники, так и республиканские. Здорово помогают Национальный исторический архив и библиотека. Иногда приходится сталкиваться с польскоязычными материалами. Их переводом занимается отец Ани, — делится тонкостями работы Андрей Ермольчик.


Сбору актуальных данных, которые будут использоваться для реконструкции костела, школьный учитель посвятил 30 лет жизни. Вместе с учениками он реализовал с десяток нужных для сохранения исторической памяти проектов. А благодаря недавней победе в республиканском конкурсе исследовательских работ двое 11-классников удостоились стипендии ­Президента.

Счастье, умноженное на семь

Еще одна достопримечательность района — семья Шелест. Работают супруги на экспериментальной базе имени Котовского: Татьяна — телятницей, Сергей — животноводом. Внимательные, ответственные, трудолюбивые — к таким эпитетам они давно привыкли. «Ничего особенного, когда к делу подходишь с душой», — замечает Татьяна. Однако трудовые показатели отнюдь не единственная ценность большой семьи. Чета Шелест — многодетные родители. «Семеро по лавкам», — шутят они. На обилие забот не жалуются, внимание и любовь делят поровну.

Многодетная семья Шелест.

Почти три месяца назад назад 38‑летняя Татьяна удостоилась почетной государственной награды — ордена Матери:
— Радости не было предела. Даже не поверила, что и вправду из райисполкома звонят, — признается сельчанка. — Волнение покинуло лишь на сцене Дворца культуры в Борисове. Тем более что выбираюсь куда‑то не так уж часто: хлопот по хозяйству хватает, да и детей оставлять не хочется. 
Мамина гордость — три сыночка и четыре дочки — отлично ладят между собой. 21‑летний Владислав уже создал семью и живет отдельно. Родные места в скором времени покинет и 11‑классница Кристина. Девушка состоит в модельном агентстве и усердно готовится к школьным экзаменам. Впереди Академия МВД — детская мечта, для осуществления которой приходится прикладывать немало усилий. Девятиклассница Вероника будет осваивать профессию продавца. Маргарита в этом году окончит шестой класс, а малышка Карина поступит в первый. Годовалые Денис и Дима только начинают познавать мир, но уже демонстрируют серьезность и упрямство. Папа Сергей ждет не дождется, когда сможет научить младшеньких своему хобби. Более десяти лет мужчина занимается холодной ковкой. Искусно выполненные изделия дарит многочисленным друзьям и родственникам. Секреты мастерства планирует передать мальчишкам. Несмотря на юный возраст, к папиным железкам у малышни отношение особое — так и норовят попробовать на вкус.



Секретом семейного счастья Татьяна делится с удовольствием. Примером для нее служат родители, у которых тоже семеро детей.

— Все делаем вместе: один подметет в доме, другой скотину покормит, да и за младшенькими близнецами приглядеть нужно, — откровенничает многодетная мама. — Летом не дает расслабиться огород — посадить, прополоть, собрать урожай. Да мало ли забот? Что поделаешь, сельская жизнь без хлопот не бывает. Но это нам нравится.


Местные власти не раз предлагали сменить скромный домишко на просторную квартиру в Узде, да куда там. Променять родной агрогородок Шелесты не спешат: где еще смогут держать два десятка курочек и четырех хрюшек. Разве что построить новый просторный дом. Такая задумка у семьи появилась совсем недавно. И кто знает, может быть, через пару лет встретят новоселье в новом составе. 

Сельчане на Олимпе

Кто не знает семью Лойко? В агрогородке Дещенка, да и во всей Узде, такого человека не найти. Вадим Викентьевич 30 лет руководил местным совхозом имени Суворова, его сын Юрий в начале 2000‑х организовал известнейшее среди белорусских фермеров хозяйство «Олимп‑Агро». Взял 100 гектаров земли, выбрал пшеницу и овощи — и не прогадал: выращенные картофель, морковка, свекла, капуста и лук сегодня поставляются даже в Россию. О местных жителях и говорить не стоит — за качественной продукцией на ярмарках выстраиваются очереди. А еще ферма бесплатно круглый год обеспечивает овощами местную школу и детский садик.

Вадим Лойко (справа) с сыном Юрием.

— Сейчас расширили посевные площади до 330 гектаров, — рассказывает Юрий. — Несмотря на невысокую балльность почв (в среднем 31—32), можем похвастаться хорошей урожайностью. Производим около 8000 тонн картофеля и овощей. Половину отправляем в хранилище, остальное реализуем с осени.
Рентабельность хозяйства — около 30 процентов в год. Это обеспечивает достойные зарплаты работникам. Семья Лойко выделяет средства и на благие дела. В 2020-м, например, установили мемориал с колоколом в честь сожженной деревни Старина, которую в годы Великой Отечественной уничтожили фашисты. Курировал проект лично 83‑летний Вадим Викентьевич:
— В огне тогда погибли 47 человек, не пощадили никого. Это большая трагедия. И чтобы почтить память невинных людей, к 75‑й годовщине освобождения решил сделать что‑то особенное. Как‑то обратились ко мне лесники: в лесу огромный валун видели, только верхушка торчит. Так появилась идея.

Необычный камень вырыли в двух километрах от теперешнего мемориала. Впечатляюще выглядит и специально отлитый колокол. В дни памяти его тревожный звон служит напоминанием, насколько важно сохранить мир.


Семье Лойко есть чем гордиться. Интерес к сельскому хозяйству передался и младшему поколению. Не за горами тот день, когда третьекурсник Илья вернется в родную Дещенку и продолжит семейную династию. Возобновятся и творческие проекты. В июне этого года Вадим презентует очередную необычную задумку — в Дещенке появится памятник картофелю.

Королевское наследство

Неподалеку от поймы реки Усы возле деревни Ластовщины расположилась пасека местного хозяйства «Новое житье». Здешний ароматный мед пользуется популярностью не первое десятилетие: иметь на столе баночку майского и гречишного от Владимира Майсюка — своеобразное правило хорошего тона любого узденчанина. Опытный пчеловод трудится не только в теплое время года, как думают многие. Чтобы получить знатный урожай летом, ухаживать за крылатой братией приходится круглый год.

Владимир Майсюк.

— Заботиться о пчелах предложили 12 лет назад. Известный потомственный пасечник Александр Король собирался на заслуженный отдых, — рассказывает Владимир Майсюк. — Хотя с тонкостями ремесла знаком (медом занимаюсь около 30 лет), первое время приходилось тяжеловато. Чтобы сработать на результат, нужно все сделать и продублировать вовремя. Это и препараты, и подкормка, и племенная работа.
Первый мед откачивается в хозяйстве до 10 июня. В прошлом году майский завесил на 266 килограммов.
Собирают его крылатые работницы с первых весенних медоносов, потому и название такое. Второй сбор производят в августе, и количественный показатель очень даже впечатляет — 424 килограмма. Для 50 пчелосемей — достойный результат.



Подопечные Владимира Майсюка исключительно миролюбивые:

— Дальше угрожающего «бж-ж-ж» не пойдут, и то если чувствуют опасность, — улыбается пасечник. — Отдаю предпочтение карпатке, карнике и породе бакфаст. Они дружелюбные и прекрасно адаптированы под наши климатические условия. К тому же пасека расположена в удобном месте. Здесь, в пойме реки, растет множество медоносов: мать-и-мачеха, малина, иван-чай. На ближайших полях высевают гречку. Пчелки чувствуют себя как на курорте.


Удивляют в хозяйстве не только вкуснейшим медом, но и душистым чаем, заготовкой которого Владимир Иванович занимается шесть лет. За это время благоухающие лекарственные травы опытный пчеловод изучил назубок. Кипрей, липовый цвет, мята, малина, черника, земляника, брусника — запах ароматных растений наполняет окружающее пространство, того и гляди закружится голова. Изготавливается напиток по особой технологии, на выходе это ферментированный продукт. Внешний вид как у отборного магазинного, только по себестоимости сущие копейки.

— Фирменным сбором угощаю друзей. И знаете, каждый раз слышу, что пора выходить на продажу. Дескать, чай с медком — это же практически бренд. Пока отмахиваюсь, но получать восторженные отклики приятно. Как дальше будет, время покажет.

Сохраняя традиции

Деревенька Томашевичи, что в 40 километрах от райцентра, насчитывает не больше 15 дворов, не то что в прежние времена. На одиночество местные не жалуются. Летом в спокойном местечке появляются заскучавшие от городской суеты дачники. Кто‑то на местных фруктах‑овощах планирует здоровье поправить. Любители даров леса, например, ради тихой охоты готовы остаться и дольше — в городе такой диковинки не сыщешь.

Антонина Чепик.

Тем, кто хочет научиться необычному ремеслу — делать куклы‑обереги своими руками, — тоже сюда. Секретами мастерства жительница Томашевичей Антонина Чепик делится с удовольствием:

— Чаще всего мотанки использовали для защиты жилища и детей, чтобы позаботиться о здоровье и благополучии семьи. Славяне делали обереги еще во времена язычества. Но и после принятия христианства традиция не исчезла. Она жива и в наше время, а технологии за последнюю тысячу лет почти не изменились.


По традиции делать кукол нужно без иголок и ножниц, а нитки — непременно красные — обрывать руками. Не делали такие фигурки по пятницам, воскресеньям, ночью и в праздники. Обматывали только на коленках. Удивительно, но все обереги безликие: наши предки были уверены, что, если нарисовать глаза, через них проникнет плохая энергия — тогда пиши пропало. 

В коллекции Антонины Власовны уже больше ста рукотворных красавиц. У каждой свое предназначение. Самая известная, пожалуй, подорожница. Защитит путешествующих и тех, кто часто бывает вдали от дома по работе. Как посмотришь, фигурка настолько маленькая — едва умещается на ладони. Мотанка с пухленькой нижней частью — травница. Мастерица закладывает в нее мяту или лаванду. Такая помощница убережет дом и закроет семью от лихого. Нужен достаток в доме? Поможет крупеничка. После уборки урожая внутрь такой фигурки хозяюшки закладывали отборнейшее зерно. В таком виде куколка хранилась до следующей посевной, а затем зернышки отправлялись в землю. Сильнейшим оберегом у славян считались и лихоманки. Вешали их возле «комiна». Фигурки‑подменки отвлекали на себя внимание темных сил, помогая людям избежать болезней. Сейчас такой вид мотанок не слишком известен, но раньше их можно было найти в каждом доме.

Особое отношение было к оберегам для детей. К примеру, куколка куватка должна была согревать люльку с новорожденным и отгонять нечистую силу, «баранiць» от плохого глаза. Мамы приговаривали: «Не гляди на моего ребенка, гуляй с куколкой».



nev@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter