Брусничные россыпи, яблоки с родословной и увлеченные люди: чем славится Шарковщинский район

Край над речкой Дисной

Сегодня ­Шарковщина ­имеет статус городского поселка, а когда‑то это было небольшое местечко, появившееся неподалеку от деревни Городец в период с X по XII век. Официальной датой основания считается 1503 год, когда великий князь литовский и король польский Александр Казимирович подарил эти земли смоленскому каштеляну Юрию Зеновичу. В обрамленном вековыми лесами районе есть что посмотреть: знаменитый гидрологический заказник «Ельня», часть заказника «Жада», водно‑болотный комплекс «Янка». Из‑за особенностей воды там нет комаров, зато в изобилии брусника — не зря она красуется на гербе горпоселка. Любители культурного отдыха обязательно оценят музей имени художника Язепа Дроздовича. И конечно, не случайно бренд района — наливное яблоко: ведь именно здесь творил селекционер‑самоучка Иван Сикора, названный еще при жизни белорусским Мичуриным.


В эти дни Шарковщинский район готовится к массовой заготовке зерновых и зернобобовых. 



Один из постоянных участников жатвы — тракторист‑машинист ОАО «Доваторский» Юрий Ордынский. В 2019‑м он стал первым в истории Шарковщины трехтысячником — намолотил в общий каравай почти 3500 тонн зерновых. В сезоне‑2020 он намерен превзойти прошлогодний результат. Рассказ о механизаторе с почти 40‑летним стажем, а также о других замечательных жителях Шарковщинского района, которые день ото дня делают жизнь в родном крае лучше и счастливее, читайте в сегодняшнем выпуске рубрики «Точка на карте».

О чем поет глина?

На гербе Шарковщины не случайно изображена древняя стена из красного кирпича. Глина в этих краях не просто природное достояние, она символ. По одной из версий, с ней связано происхождение названия городского поселка: после дождя глинистая почва заставляла людей шаркать, чтобы не оставить на дороге ботинки.

Цвет у местной глины особенный — ярко-рыжий, солнечный. В умелых руках она волшебно преображается — увидеть это можно в знаменитом Доме гончара в Германовичах. Единственном, кстати, подобном учреждении в Витебской области. Многие годы мастер Сергей Римденок возрождает здесь разные техники гончарного ремесла, а его жена Анна хранит традиции ткачества.


Сергей Римденок — лауреат Всебелорусского фестиваля искусств «Беларусь — моя песня». Тканые полотенца Анны Римденок размещены в каталоге «Народныя сувенiры Вiцебшчыны».

Поначалу филиал районного центра культуры, как и всюду, назывался Домом ремесел. Но постепенно глина взяла свое. Это же касается и судьбы Сергея Римденка:

— По специальности я преподаватель труда и черчения, а гончаром стал случайно. Когда вернулся домой с дипломом, моя бывшая учительница Ада Райченок позвала работать в музей, но с условием: «Будешь заниматься гончарством». Сразу не получалось ничего, поехал в Глубокое к местной мастерице Раисе Ивчик, она помогла. Потом отправился на курсы в областной методический центр — там тоже многому научили. Но что-то понимать в глине я стал года через три.


Первый гончарный круг Сергей сделал сам, позже оборудовали мастерскую. За 25 лет мастер освоил разные технологии:

— Каждому хочу пожелать так же любить свое дело, от начала и до конца. Такой глины, как наша, я ни у кого не видел. Оранжевая, насыщенная — железа в ней много. При этом эластичная и податливая, хорошо держит форму. Сам ее заготавливаю, очищаю, потом работаю в удовольствие. Керамика — это ведь не штамповка, над самым простым горшком надо покорпеть.

В каждое изделие вкладывает душу и мастер Анна Римденок, которая уже 15 лет ведет кружок ткачества и имеет не только собственный список побед на конкурсах, но и почти такой же — своих учеников:


— У меня два ткацких станка, каждому из них больше 100 лет. Не передать, что чувствуешь, когда за ними работают школьники. Кажется, так и рождается связь времен — через традиции ремесла, которые мы передаем детям.

В мастерской глаза разбегаются от красоты: самотканые покрывала, ковры, рушники, салфетки, пояса. Узоры на любой вкус, есть и орнаменты местных староверов. И все это, как и солнечная посуда из оранжевой глины, поет о любви к своей земле.

Звезды загораются в поле

Тракторист-машинист ОАО «Доваторский» Юрий Ордынский в сельском хозяйстве без малого 40 лет. В его жизни было много посевных и уборочных — есть что вспомнить. Но каждая новая страда особенная, испытание на профессионализм и прочность. Юрий Геронтьевич неизменно выходит из него победителем, причем в прямом смысле слова. Неоднократно он становился лучшим на районных соревнованиях механизаторов, а в 2019-м стал первым в истории Шарковщины трехтысячником: намолотил в общий каравай больше 3400 тонн зерновых. В этот же год Ордынский лидировал по уборке зерновых в Витебской области. В страду-2020 цель уже обозрима: выйти на 4 тысячи. Ордынский настроен решительно:

— Опыта хватает, техника, дай бог, не подведет, а рабочий азарт у меня в крови. На кабине комбайна уже алеют три победные звездочки. Для четвертой, сложись все удачно, место найдем.


В 55 лет Юрий Ордынский мог отправиться на заслуженную льготную пенсию, но с «Доваторским» не расстался. Говорит, силы еще есть, как и мечта — вырастить толковую молодую смену. Правду говорят, где родился, там и пригодился, улыбается собеседник:

— В моей трудовой книжке единственная запись. Родному «Доваторскому» никогда не изменял, разве что пересаживался с одной техники на другую, более современную. Начинал на МТЗ, потом были комбайны «Нива», «Дон», следом «Палессе», а сейчас борозжу просторы полей на еще более мощной машине.


Выбрав АПК, Юрий Ордынский пошел по стопам отца, который работал на этом же предприятии, только называвшемся раньше иначе. Геронтий Павлович был известным на всю округу льноводом, обладателем высокой государственной награды — ордена Почета. Сегодня уже отец гордится сыном-передовиком, а всего в семье детей трое:

— Младший брат Александр — музыкант в военном оркестре, сестра Наталья работает в сфере торговли, а меня с детства тянуло к технике, земле. Супруга тоже в «Доваторском», только в конторе. Трое наших детей выбрали свою стезю, радуют нас успехами. Дочка Марина — преподаватель в столичном вузе, Елена — экономист, а сын Андрей — спортсмен, заместитель директора Плещеницкой государственной областной средней школы — училища олимпийского резерва.


В работе хлебороба есть место романтике, считает наш герой. И признается: как только слышит звук комбайна — тянет в поле. Любит смотреть, как щедро сыплется в бункер зерно, наше белорусское золото.

Растите на здоровье

Наш доктор — так с теплотой зовут жители Шарковщины Светлану Магалинскую, заведующую педиатрическим отделением центральной райбольницы. На ее глазах выросло не одно поколение детей, которые уже сами ведут сыновей и дочек на прием.


Иногда, чтобы узнать, кто перед ней, Светлане Леонидовне необязательно искать ответ в медкарте. Смотришь на малыша, а он точная копия его мамы или папы в нежном возрасте. Разве это не трогательно?

— Для меня и сегодняшняя ребятня, и их родители все равно что мои дети. Побочный, но, согласитесь, приятный эффект врачебной практики длиной в 40 лет.

Среди близких Светланы не было медиков. Мать вела уроки биологии в деревенской школе, отец учил истории. А сама она еще задолго до поступления в вуз дала себе зарок: обязательно выучиться на врача. В 24 года с дипломом Витебского мединститута на руках Светлана вернулась на Шарковщину и была назначена заведующей детским отделением. Ответственность, которая в одночасье легла на хрупкие плечи выпускницы, была колоссальной. Только представьте: кроме нее, ни одного педиатра в районе! Консультации молодому медику давали коллеги из областного центра — по телефону. Светлана Леонидовна вспоминает:

— Первый год оказался боевым крещением, научил быть сильной, спокойно и четко реагировать на любые ситуации.

А они были разными. Например, вместе с акушером-гинекологом ей доводилось принимать роды на дому. До райбольницы без пяти минут мамочек довезти вряд ли успели бы: новая жизнь настойчиво просилась в этот мир.

Прекрасным подарком для Светланы Магалинской и всех ее коллег стало открытие осенью 2012 года в Шарковщине новой больницы. Возведенная с нуля, современная и комфортабельная, она стала сердцем и украшением горпоселка.

В центральном крыле учреждения разместилось отделение, которое возглавляет Светлана Леонидовна. Чтобы детки были здоровы, здесь есть все необходимое — от физиокабинета и палаты для новорожденных до игровой комнаты, которая тоже своего рода подспорье в реабилитации.

Экология души

Ученикам Германовичского детского сада — средней школы повезло: мир биологии и родной природы для них открывает талантливый педагог Марина Федорова. Участник многих международных экопроектов, член общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и хранитель болота Ельня, лучший общественный эколог — все это про Марину Александровну. С детства она поняла: у самого крупного верхового болота страны есть душа. Но понять и полюбить Ельню может лишь тот, кто зорок сердцем.


Улыбчивая и энергичная собеседница располагает к себе с первого взгляда. Ее краткий урок в интерактивном экологическом классе, открытом в школе в 2016-м, слушаешь на одном дыхании. Республиканский ландшафтный заказник «Ельня» — место уникальное, начинает педагог:

— Это уголок тундры в Беларуси с ее типичными представителями: серыми журавлями, белой куропаткой, чернозобой гагарой; карликовыми березами, редкой, как ее еще зовут, царской, ягодой морошкой. А вы знали, что летопись ельнянского болота — это торф? Он дает шанс заглянуть на 9 тысяч лет назад. В гигантской торфяной «колыбели» можно найти следы реликтовых растений, мамонтов, шерстистых носорогов, богатырей-туров…


В классе «Природа родного края» Марина Александровна — гостеприимная хозяйка, а на экотропе в Ельне превращается в опытного экскурсовода. Все здешние пути-тропинки, каждую кочку знает наизусть. С тех самых пор, как с собой в лес ее начал брать отец Александр Сергеевич. Он был учителем начальных классов, так что дочка продолжила династию.


Папа и научил ценить и беречь все живое, говорит Марина Федорова:

— Страсть к познанию природы у меня, видно, тоже по наследству. В этом году нашему школьному лесничеству — 50 лет, а я ходила в него еще школьницей. Кстати, до сих пор сохранился альбом, посвященный нашей работе, а у меня есть удостоверение участника ВДНХ.



Да-да, больше 30 лет назад благодаря конкурсу мегапопулярной Выставки достижений народного хозяйства о простых белорусских школьниках, которые берегут лес, узнали во всем Союзе. И восхитились. Сегодня же гости Ельни высоко оценивают старания Марии Федоровой, ее учеников и единомышленников. Заказник словно магнит для любителей экотуризма и бердвотчинга (наблюдение за птицами). За белорусской экзотикой едут не только из соседних стран Балтии и России, Чехии и Венгрии, но даже из-за океана — например, из США и с острова Маврикий. Марина Александровна довольна:

— Мы всем рады. Ельня ждет!


В объективе — птичка

Валерий Коваленок знает, как поймать нужный момент. В объективе его зеркалки не только стандартные портреты и пейзажи, но и чрезвычайно юркие модели — птицы и звери. Для яркого кадра с ними без удачи и засидки (укрытие для наблюдения за объектами съемки) не обойтись. Результат можно увидеть в буклетах, журналах о природе, персональных и не только экспозициях. А еще в Шарковщинском комбинате бытового обслуживания: Коваленок более 30 лет трудится там фотографом. Его студия напоминает импровизированную выставку. На стенах — десятки завораживающих снимков, за которыми часы, а то и годы терпения. Собеседник посвящает в тонкости:

— Вот на этом фото птенцы черного аиста с забавной белой шапочкой из пуха. Кадра довелось ждать целых шесть лет, но оно того стоило!


К слову, гнездо, в котором наконец прописались краснокнижные новоселы, Валерий Коваленок построил сам. Каждый год он вместе с друзьями решает квартирный вопрос крылатых: развешивает по району домики для птиц. Валерий Теофилович помогает обзавестись родовым гнездом не только скворцам да синицам, но и хищным птицам. Зная биотопы, выбирает место, удобное для подлетов, делает настил, потом венок из елового лапника. Если пернатым приглянется жилплощадь, «отделкой» займутся сами.

Любовь к природе для этого человека — естественное состояние.


— Каким еще я мог вырасти, живя на берегу нашей гордости — Ельни?! От родной деревни Васильково до верхового болота рукой подать. Отец, заядлый рыбак, грибник и охотник, брал меня с собой, учил читать лес как открытую книгу.

Примерно в шестом классе родители подарили сыну первую камеру — «Вилию». И паренек твердо решил, что будет профессиональным фотографом. После витебского училища № 19 с фотоаппаратом больше не расставался. Вдобавок к удивительным кадрам стал писать и публиковать рассказы с натуры. Выходит душевно.


Много лет Валерий Коваленок является членом общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны», в 2015 году был признан лучшим общественным экологом страны и области. Знакомство с известным орнитологом Владимиром Ивановским дало новый виток увлечению: Валерий Теофилович научился кольцевать птиц, стал разбираться в их пении и повадках.

— Какой фототрофей самый удачный? — интересуюсь.

Собеседник оптимистичен:

— Тот, который впереди. Хочу поймать на камеру бурого медведя и рысь в дикой природе. В свое время я был одним из немногих в Беларуси, кто сделал фото залетного белоголового сипа. Посчастливилось запечатлеть и орлана-белохвоста, ястребиную сову, воробьиного сыча… Считайте, я везунчик.


Валерий Коваленок талантлив не только в фотографии. Мастер на все руки, он оборудовал во дворе дома столярную мастерскую, а пока зрение позволяло, брался за иголку и пяльцы. Среди картин мелким крестиком есть одна, которую умелец мечтает закончить. Это «Собрание птиц» — на полотне размером больше чем метр на метр самые разные крылатые Ельни.

naumova@sb.by 

kruchenkova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter