Край бунтарей и патриотов

В деревне Хоростово Солигорского района, где ветераны Великой Отечественной войны, представители власти, общественных организаций, местные жители торжественно отмечали 110-ю годовщину со дня рождения прославленного партизанского командира, Героя Советского Союза Василия Захаровича Коржа, то и дело звучала фраза: именно в таких селениях рождаются бунтари, истинные солдаты, патриоты...

Средь лесов и болот
1 июня 1913 года газета “Северо-западная жизнь” писала: “Крестьяне с.Хоростово, как в железное кольцо, втиснуты со своими наделами во владения панов-благодетелей...
Теперь имением правит помещица Нетунская и так правит, что бедные крестьяне стоном стонут. Дело в том, что крестьянские владения так расположены среди помещичьих, что обойти последние положительно нет возможности. Можно представить положение, когда маленькая крестьянская усадьба соприкасается с помещичьей землей непосредственно и когда даже курица может служить претендентом для суда!.. За право владения всякой скотиной крестьяне Хоростова платят по 30 коп. от штуки помещице в год, но беда в том, что плата эта взыскивается не монетой, а кровавым крестьянским трудом, по удивительной даже для медвежьих берлог своеобразной панской расценке”.
Во время публикации этой статьи уроженцу Хоростова Василю Коржу было 14 с половиной лет. В семье — девять ртов, извечная борьба за выживание на клочке пашни. С детства пасший скот, пахавший землю, Василь физически ощущал несправедливость, потому Октябрьскую революцию, провозгласившую свободу, равенство, встретил ликованием. Вместе со сверстниками начал строить новую жизнь в родной деревне, окруженной полесскими лесами и болотами.
Но недолго музыка играла... В апреле 1921 года Хоростово отошло “под Польшу”. Оторвав от земли, новые власти дали Василю Коржу в руки ружье. Вдохнувший глоток свободы новобранец не мог вернуться в прошлое, привыкнуть к казарме, где паны-офицеры издевались над “быдлом” — полесскими рекрутами. Однажды поляк ударил Василя по лицу. Ответ был таким яростным, что обидчик оказался в больнице, а Корж — в бегах. Две недели глухими тропами добирался из Познани до Хоростова. Узнал, что дома его ожидают жандармы, а в соседних лесах действует партизанский отряд. Так Василий Корж впервые стал лесным солдатом.
Потом Василий Захарович надолго пропал из поля зрения земляков. Энергичного, принципиального коммуниста взяли на службу в органы НКВД. И он пошел воевать против диктатора Франко, “чтоб землю Гренады крестьянам отдать”, командовал интернациональным отрядом.
Возвратившись из Испании, в Хоростове Василий Захарович бывал наездами. Проверенного в боях чекиста оформляли на работу в Китай. И вдруг — вызов в НКВД. Опасения были не напрасны, боевого командира немедленно разоружили. И начали “шить дело” по шпионажу в пользу Польши. Несколько месяцев измывались в кутузке. То ли звонок жены сработал, то ли опубликованный в “Правде” указ о награждении Коржа за бои в Испании орденами Красного Знамени и Красной Звезды повлиял, но уже почти приговоренного чекиста отпустили. Друзья тут же отправили Василия Захаровича от греха подальше — руководить зерносовхозом в Краснодарский край. Появился в Хоростове Корж только в начале 40-х, когда Европа все отчетливее перекрашивалась в коричневый цвет, а фашизм подкатывался к границам Беларуси.
Когда опасность рядом
По данным 1844 года, в 35 дворах Хоростова проживало 198 человек. В канун Великой Отечественной войны в деревне было 106 дворов и 735 жителей. Во второй половине февраля 1943-го — ни одного дома и считанные жители....Так гитлеровцы отомстили хоростовцам, жителям окрестных деревень за непокорность, за поддержку земляка Василия Коржа и его сподвижников...
В первые дни войны в Пинском обкоме КПБ царили нервозность и неразбериха. Что делать? Из Минска, Москвы никаких указаний.
— Необходимо срочно создавать партизанский отряд, — убежденно доказывал заведующий сектором Василий Корж. — Повадки фашистов я знаю по Испании.
Ему возражали: товарищ Сталин говорил только о возможной войне на территории агрессора... Василий Захарович настоял на своем. Создал отряд из двух десятков надежных товарищей.
Со временем отряд Коржа перерос в грозное партизанское соединение, насчитывавшее 15 тысяч человек. Потом штаб Василий Захарович перебазировал в более надежное место, поближе к Хоростову. Там даже садились самолеты с Большой Земли. Многие непокорные земляки командира также пошли в партизаны.
— Василий Захарович предупреждал жителей окрестных деревень: не доверяйте фашистам, при их приближении уходите в лес, живите в шалашах, — рассказывает его племянник Виктор Володько. — Послушались, к сожалению, не все... В феврале сорок третьего гитлеровцы блокировали партизанскую зону. В первые дни вели себя в Хоростове мирно. Притупив бдительность, согнали всех жителей в сараи. Подожгли их. И предали огню всю деревню.
Виктор Маркович с семьей успел укрыться в лесу, в шалаше. Откуда после освобождения парень и ушел на фронт. Воевал в Польше, встретил победу в Берлине. Демобилизовался только пять лет спустя. И сразу — в Хоростово. Построил дом, вырастил трех сыновей, столько же дочерей. И никак не может представить свою жизнь без родной деревни, где столько приволья, свежего воздуха и добрых людей...
А за родное Хоростово и другие сожженные деревни Василий Корж расплатился сполна. На счету его соединения — свыше 26 тысяч уничтоженных и 420 плененных фашистов, 468 спущенных под откос вражеских эшелонов, 86 уничтоженных танков и бронемашин, 770 автомобилей. За все это в 1943 году Василию Коржу было присвоено воинское звание генерал-майора, а в августе 1944-го он стал Героем Советского Союза.
Притяжение земли
Улица Солнечная, 13. Красивый, ухоженный дом. А внутри — разноцветная радуга вышитых икон, полотенец, скатертей, покрывал на подушки. Сколько таких произведений изготовила, 64-летняя хозяйка сказать не может. Наверное, сотни. Квартиры каждого из пятерых ее детей украшают такие рукотворные картины. И теперь в свободную минуту любит Татьяна Корж пофантазировать иголкой с нитками над белоснежной тканью. Хотя времени в обрез. Татьяна Денисовна и Григорий Адамович — пенсионеры, но обрабатывают гектар земли, держат коня, корову, свиней, кур.
— Да у нас испокон веков люди крепко к земле привязаны, дети стараются строиться недалеко от родителей, — рассказывает Татьяна Денисовна. — На том и держится деревня.
Сегодня в Хоростове 283 дома, где проживает 811 человек, 490 из них — трудоспособные, 162 подрастают им на смену. В личном пользовании — два десятка тракторов, 270 автомобилей. В сараях — 86 лошадей, 328 коров, от каждой из которых в прошлом году в среднем было продано по 2,4 тонны молока, на 800 килограммов больше года предшествующего. В общем, люди стремятся поглубже пустить корни в родную землю. Действительно, от добра добра не ищут: средняя школа, Дом культуры, участковая больница, амбулатория, почта, комплексный приемный пункт КБО, лесничество.
— Очень крепко в трудное время своих земляков поддержал Василий Захарович, — рассказывает председатель Хоростовского сельсовета Франс Хрулькевич. — Он помог людям выбраться из землянок, обрести веру в свои силы, в родную землю.
В 1953 году прославленный генерал Корж, будучи тогда в ранге заместителя министра лесного хозяйства, попросился в родное Хоростово. Возглавил колхоз, где собирали по 7—8 центнеров зерна, получали козиные надои. Талант организатора, партизанские связи позволили полесскому самородку быстро оживить хозяйство: были осушены три сотни гектаров болот, поднялись урожаи, в Хоростове появились паросиловая установка, пилорама, хлебопекарня, в избах загорелся электрический свет, заговорило радио... Корж распорядился по низкой цене продавать крестьянам телят, поросят, разрешил даже иметь собственных лошадей — неслыханная по тем временам вольность. А тут еще на День Советской Армии генерал распорядился запрячь в Хоростове три десятка лошадей, посадил в сани боевых друзей-партизан с красными бантами на груди. И шумный обоз двинулся по местам, где коржовцы когда-то громили гитлеровцев, полицаев. Несанкционированное мероприятие не понравилось районному руководству. Пошли наветы, придирки. И весной 1961-го Василий Захарович обратился в ЦК КПБ: прошу подыскать мне замену.
Подыскали... Преуспевающий колхоз первый секретарь райкома партии доверил своему родственнику, который очень быстро разорил его. Когда год спустя Василий Корж заглянул в родную деревню, сельчане попросили его вновь возглавить хозяйство, а райкомовского ставленника прогнали со свистом.
Хоростовский сельхозкооператив, который носит имя В.З.Коржа, в последнее время ощутимо прибавил в росте урожайности, надоев. В сквере — бюст Коржа. У постамента часто можно видеть живые цветы. Как благодарность сельчан земляку, который принес родной деревне не только известность, но и жизненные силы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter