Краткость — сестра режиссера

Короткометражное кино как продукт клипового мышления
Короткометражное кино как продукт клипового мышления

В советские времена к короткометражному кино относились в общем–то пренебрежительно. Им нередко заполняли дыры в дневном телеэфире или запускали в виде какого–нибудь «Фитиля» для «разогрева» зрителей перед сеансом полнометражной картины. И большинство именитых режиссеров, начинавших с «короткого метра», позже все–таки отдавали предпочтение «полному». Видимо, чувствуя некоторую неполноценность короткометражного жанра...

Сегодня отношение к этому кино изменилось. Во–первых, из–за финансовых проблем для молодых кинематографистов короткометражка — часто единственно возможная форма заявить о себе. Молодые режиссеры учатся выражать мысли лаконично, дорожа не столько зрительским вниманием, сколько продюсерскими деньгами. Во–вторых, сегодня этот жанр моден. К нему вернулись Александр Рогожкин («Особенности национальной охоты», «Кукушка») и Кира Муратова («Астенический синдром», «Настройщик»). Пресловутое клиповое мышление, свойственное новому поколению, перевернуло наше представление и о правилах монтажа, и о хронометраже картин. Одним словом, «короткий метр» сегодня — вполне современный и востребованный формат.

Для белорусского зрителя короткометражное кино благодаря фестивалю «ИнтерФильмВосток» стало одним из любимых блюд в «киноменю» столицы наравне с киноформатом «4х4» или «Ночью пожирателей рекламы». На этот раз фестиваль пройдет в Минске с 14 по 16 октября в Доме кино.

В прошлом году Берлинскому международному фестивалю короткометражек «Интерфильм» исполнилось 20 лет. За долгие годы он приобрел широкую известность и популярность в Европе. В странах СНГ этот форум под названием «ИнтерФильмВосток» задумывался как платформа для развития и продвижения короткометражного кино Европы. Сегодня в его архивах — более 10 тысяч картин из 65 стран.

В Минске «ИнтерФильмВосток» проходит уже третий год подряд. В новую программу под названием «От шести до шестидесяти» вошли 11 фильмов производства Австралии, Германии, США, Франции и Швейцарии. От предыдущих показов, как обещает директор фестиваля «ИнтерФильмВосток» Валерий Канищев, грядущий будет отличаться «единой смысловой концепцией». «Нынешняя программа — это простое, доброе, понятное кино о любви, дружбе, добре и зле, которое будет интересно и шестилетним малышам, и молодежи, и умудренным опытом взрослым», — поясняет Канищев.

Примечательно, что нынешний показ будет проводиться в Доме кино, а не в ночных клубах, как прежде. По словам Валерия, клубная аудитория Минска все же несколько отличается от Берлина или Москвы. «Посетители минских клубов не совсем та группа, на которую рассчитан фестиваль», — интеллигентно замечает Канищев. Не уточняя, в чем именно заключается это отличие. Хотя и так ясно. В Европе клубная культура — это своеобразный микс новейших тенденций, а у нас — бездумный, ни к чему не обязывающий интертеймент... Так что переезд фестиваля в Дом кино можно только приветствовать. Кстати, это полезно и для только начинающего складываться имиджа Дома кино.

Валерий Канищев намекнул, что в скором времени можно ожидать появления в программе фестиваля и белорусских работ. По крайней мере, анимационных. «Я знаю, что в Беларуси есть талантливые аниматоры, работающие на вполне европейском уровне», — заметил он. Что же касается игрового кино, представить свои картины для рассмотрения организаторами фестиваля, в принципе, может любой белорусский кинорежиссер. В этом плане фестиваль совершенно открыт и для творческой молодежи. Понятно, что работа должна соответствовать общему уровню фестиваля и его концепции. Но с этим у нас, как говорится, сложнее. Ясно, что пока в Беларуси не появится институт независимых продюсеров, готовых рисковать, вряд ли можно ожидать появления экспериментов в духе раскованного и ироничного «Интерфильма».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter