В Минске парикмахерских вчетверо больше, чем предполагает социальный стандарт

Красоты лишней не бывает

«В уездном городе N было так много парикмахерских заведений, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем», — ироничную фразу из «Двенадцати стульев», похоже, и к современному Минску впору отнести. Что, замечают горожане, открывается чуть не на каждом углу? Зоомагазины, кофейни, фастфуды и... парикмахерские. Так вот, оказывается, что цирюлен уже вчетверо больше, чем предполагают государственные социальные стандарты — минимальные нормативы по тем или иным услугам. Вроде хорошо — без стрижки, бритья или модной укладки минчане точно не останутся. А не окажутся ли парикмахерские без клиентов при такой невиданной прежде конкуренции?


Фото Виталия ГИЛЯ

В Минске на 1.000 жителей сегодня 1,57 «парикмахерского» рабочего места — и это не только собственно цирюльники, но и мастера по маникюру, педикюру, другие работники салонов красоты, за исключением административного персонала. Причем в управлении бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома замечают: цены на услуги парикмахерских не регулируются — как захочет владелец заведения, так и поднимет. В результате в люксовых салонах модельную стрижку и укладку сделают минимум за 25 рублей, а в обычных парикмахерских постригут и за 5. Впрочем, здоровая конкуренция заставляет бизнес двигаться из традиционно насыщенного такими бытовыми объектами центра на окраины, в том числе в новые микрорайоны. Сделайте в интернете запрос «парикмахерская» — карта столицы просто запестрит точками. Зачастую объекты следуют друг за другом буквально по пятам, с расстоянием в какие–то 80 метров.

Жесткая конкуренция заставляет придумывать специальные акции. Чаще всего берут скидками: традиционно их предлагают пенсионерам, где–то в утренние часы — всем, постоянным клиентам дарят скидочные карты или затевают акции вроде «пятая стрижка бесплатно!». Стараются парикмахерские и найти свою, особую категорию посетителей, причем обычного разделения «дорого» и «доступно» уже недостаточно. Те цены, что выставляют салоны, кроме профессиональных материалов и дорогого оформления, нужно еще чем–то оправдать — некоей эксклюзивной услугой. Поэтому виток популярности переживают барбершопы — парикмахерские специально для мужчин, где акцент делается на растительности не только головы, но и лица. В столичном Cut, например, за 35 рублей предлагают полузабытое бритье опасной бритвой, причем в заведении, обращает внимание его администратор Вероника, работают только мужчины:


Фото Александра КУЛЕВСКОГО

— Думаю, мужчине проще понять другого мужчину, особенно в таком деле. Наши клиенты могут быстрее объяснить, чего хотят, и их точно поймут. Но в нашем барбершопе не меньше половины от всех услуг занимают и стрижки, мы не специализируемся только на бритье. Наоборот, к нам приходят, чтобы разом привести в порядок голову. Успех барбершопов, в принципе, связан с тем, что достаточно много мужчин сегодня хотят следить за собой, есть определенная мода и на бороды. Конкуренция же стимулирует нас становиться лучше. Стандартом уже становится предложить клиенту чай, кофе, а с наступлением холодного времени и чего покрепче. Нужно, чтобы и интерьер был современным. Хотя уровень мастеров все равно остается главным: наши ребята постоянно учатся, часто тренируются друг на друге и осваивают какие–то новые стрижки, готовы к тому, что клиент попросит их сделать такую же прическу, как на фотографии в журнале у известного актера.

Возможно, вскоре Cut пойдет на расширение — опять–таки в центре города. Мол, так удобнее их продвинутым клиентам: постричься–побриться и сразу же отправиться в какое–то модное заведение. Ширится и сеть парикмахерских «Город красоты». Но тут акцент делают, наоборот, на филиалах в микрорайонах — на очереди точка в Лошице. И услуги барбера–брадобрея в зале тоже думают предлагать, рассказывает заместитель директора по общим вопросам Ольга Прищепа:


Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ

— Мы видим, что интерес к таким услугам растет. Вообще, в каждом нашем заведении работает как зал ВИП–услуг, так и обычный, чтобы каждый мог выбирать по своему карману. Конечно, работать сейчас сложнее...

В регионах, надо заметить, та же тенденция, пусть и не в таких масштабах. Но особую роль здесь играет сарафанное радио, объяснила владелец и директор салона красоты в Слуцке «Мастерская красоты» Ксения Тышкевич:

— Клиентам не столько важны какие–то заслуги мастера, победы в конкурсах, сколько то, как именно их обслужили. Если понравилось, они будут рекомендовать и мастера, и саму парикмахерскую друзьям, знакомым, родственникам, а вот если нет, то, наоборот, отвадят. Мы сделали современный интерьер с удобными креслами, чтобы выгодно отличаться от типичных парикмахерских, где давно не было ремонта, предложили нетипичные для небольшого города бонусы, например чай для клиентов. И увидели удивительную реакцию: хотя у нас есть специальная скидка для пенсионеров, многие отказываются ею пользоваться. Нет, говорят, нам здесь нравится отношение, поэтому мы заплатим полную цену...


Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ

Выходит, в сфере парикмахерских услуг правила сегодня диктует клиент. А он, как известно, всегда прав.

ЦИФРЫ «СБ»

В Минске 1.047 субъектов хозяйствования оказывают услуги парикмахерских и салонов красоты, из них 249 индивидуальных предпринимателей и 798 юридических лиц. В городе около 1.070 таких стационарных заведений. Однако парикмахерские не только растут быстрыми темпами, но и закрываются — за год с рынка может уйти от 10 до 30 игроков. Но клиенты все равно остаются в плюсе — ежегодно открывается по 30 — 80 парикмахерских и салонов красоты.

КОМПЕТЕНТНО

Начальник управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома Юрий Натычко:

— Самая большая динамика по открытию объектов бытового обслуживания сейчас не в центре города, а в спальных и новых микрорайонах. Там есть спрос на эти услуги, который рождает и предложение, кроме того, в любом случае будет меньшей и аренда. Думаю, на рынке здоровая конкуренция: кто–то закрывается, кто–то открывается, кто–то предлагает новые виды услуг, не только классические. Все это только плюс для клиента.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 212 (25094). Четверг, 3 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter