Можно ли описать красоту законом золотого сечения?

Красоту линейкой не измерить

Нина Добрев.

Сегодня по календарю — Всемирный день красоты. Праздник в 1995 году установил Международный комитет по косметологии и эстетике CIDESCO — этакий глобальный профсоюз косметологов и специалистов по спа–терапии с 70–летней историей. Он нисколько не претендует на установление каких–то стандартов красоты, а вот хирург Джулиан Де Сильва из лондонского Центра прогрессивной косметологии и пластической хирургии недавно попытался вывести общий идеал. Положившись на геометрический расчет — оценив лица по принципу золотого сечения.

У золотой пропорции есть своя формула: b/a = (a+b)/b, где b должны быть больше a. По сути, речь о соотношении некоторых величин — хоть в фасаде дома, хоть на человеческом лице. Так, согласно принципам золотого сечения расстояние между глазами должно быть равно длине одного глаза, а длина, например, уха — одной трети лица. Всего Джулиан Де Сильва с точностью до сотых процента оценил лица звезд по дюжине таких критериев. Больше прочих, на 92%, идеальным пропорциям соответствует актриса Эмбер Херд. Затем идет Ким Кардашьян, на третьем месте — модель Кейт Мосс. Именно на знаменитостей часто кивают клиенты пластических хирургов, объясняя, что бы они хотели в себе изменить. Поэтому портрет идеальной женщины Де Сильва составил именно по «заказам» пациентов. Удивительно, но «фоторобот» оказался похож на фото канадской актрисы болгарского происхождения Нины Добрев. Сама же она не вошла даже в десятку. Выходит, Джулиан Де Сильва лишь подтвердил, что наши представления о красоте далеки от математических формул. Вот и директор центра эстетической медицины «Хиневич и К» Славомир Хиневич уверен — принципы золотого сечения здесь неуместны:

— Я бы не говорил о каком–то моделировании красоты. Красота зависит от внутреннего мира человека — насколько он богат, наполнен ощущениями от окружающих нас людей и событий. Насколько мы можем отразить это на лице, настолько мы и хороши, и в первую очередь мы хороши, когда улыбаемся. Не может быть никаких расчетов и формул для лица — все мы хороши по–своему. Пластические хирурги лишь позволяют человеку избавиться от каких–то комплексов, почувствовать себя увереннее, а не подводят его лицо под некий стандарт. Клиенту, указавшему на обложку модного журнала с просьбой сделать такие же нос или губы, я подробно и долго буду объяснять, будут ли они смотреться на его лице гармонично.


Славомир Михайлович подчеркивает: пластические хирурги не должны измерять лицо клиента линейкой, выводя пропорции, или навязывать какие–то идеалы, их дело — устранять недостатки, если они действительно есть. Вообще, изначально принцип золотого сечения применялся в архитектуре, яркий пример — античный храм Парфенон. Именно древние греки первыми решили, что при соблюдении определенных пропорций сооружение выглядит особенно величественно и красиво. Однако сегодня такой принцип — отнюдь не догма, да и пользоваться им нужно лишь когда это уместно, считает декан архитектурного факультета БНТУ, доктор архитектуры, профессор Армен Сардаров:

— Эта формула — первая математическая модель красоты. Конечно, в большей степени она искусственна, ведь математизировать прекрасное невозможно. Нельзя с ее помощью говорить о человеке или природе. Такие пропорции в разные эпохи, в разных странах и в разных стилях использовались по–разному — это не тот идеал, который существует вне исторического контекста, он связан со временем. В архитектурном плане мы можем применить их в конкретном случае, потому что одно дело — проектировать жилой дом, а другое — стадион или парк. В каждом случае стоят свои задачи, и пропорции могут быть изменены.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 173 (25055). Пятница, 9 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter