Красоте жертвы не нужны

“Побывала у косметолога. Решила сделать чистку лица. После процедуры подошла к зеркалу и испытала шок: воспаленная кожа, вся в красных пятнах, а в некоторых местах еще и повреждена. Ну и где гарантии, что тебя не изуродуют в косметическом салоне?” — рассказывает на своей страничке в Интернете Татьяна Н. из Минска. Таких Татьян по всей республике много: кому-то неправильно сделали пилинг, кому-то занесли инфекцию при выполнении маникюра... Министерство здравоохранения, решая эту проблему, определило перечень услуг, которые можно делать только специалистам с медицинским образованием в учреждениях с медицинской лицензией. Теперь у нас, как и во всех странах с развитым законодательством в области здравоохранения, чистка лица, массаж, удаление татуировок и пигментации кожи, а также электроэпиляция относятся к медицинским процедурам.

Право на красоту
Как правило, пострадавшие обычно не торопятся подавать в суд на горе-специалистов. Высказывают свои претензии самому косметологу или обращаются к владельцу салона. Тот предложит процедуры для приведения кожи в порядок, возместит энную сумму морального ущерба, лишь бы дело не дошло до суда. В этом случае все остаются вроде бы “в шоколаде”, а к тому же косметологу идут новые и новые потенциальные жертвы.
Владелец известного в Минске салона красоты Александр Н. поделился своими соображениями: “Для меня превыше всего репутация заведения. Поверьте, я сделаю все, чтобы отговорить потерпевшего от рук моих специалистов обращаться в суд. Хотя таких случаев до сих пор не было: у меня высококлассный персонал”.
В обществе защиты прав потребителей со словами бизнесмена согласились. Многие звонят, чтобы пожаловаться и попросить совета, и лишь считанные потерпевшие решают продолжить разбирательство в суде.
“Вне закона”
После утверждения Министерством здравоохранения упомянутого перечня владельцы десятков парикмахерских оказались “вне закона”. Без лицензии они имеют право делать только стрижки-прически-покраски и эпиляцию воском. Правда, в списке разрешенных услуг почему-то остался и пирсинг — процедура, требующая определенных навыков и знаний.
Получение лицензии — дело долгое и хлопотное. И введение новых правил вовсе не означает, что все владельцы салонов-парикмахерских с широким спектром услуг кинутся ее получать. Это не будет проблемой только для тех, у кого сотрудники имеют медицинское образование. Правда, таких немного. Остальным придется отказаться от прибыльного дела или подбирать новый персонал.
Мы посетили 15 минских парикмахерских и пришли к выводу, что владельцы только третьей части заведений собираются лицензировать свою деятельность. 
Попали под руку
В убытке оказались не только владельцы парикмахерских, но и, например, преподаватели частных школ и курсов массажа. Пока они не ощутили на себе всю “прелесть” нововведений Минздрава, но предполагают, что скоро клиентов у них станет гораздо меньше.
Раньше, чтобы стать массажистом, нужно было всего лишь окончить кратковременные курсы. Теперь это становится абсолютно бесполезным для людей без медицинского образования. Работу найти им все равно не удастся.
Как отметил главный внештатный специалист Минздрава Беларуси по дерматовенерологии Александр Навроцкий, требования к квалификации врачей-дерматологов ужесточены не в первый раз. Полтора года назад в Министерстве здравоохранения был издан приказ о подготовке косметологов. Таковым может стать не любой врач. Необходимо сначала отработать пять лет дерматологом и получить первичную специализацию по косметологии. Только с такой базой можно работать в этой сфере, а потом каждые пять лет придется еще и проходить курсы повышения квалификации.
Елена Литвинова, преподаватель курсов массажа, считает такие меры слишком строгими: “Я согласна с тем, что человек с медицинским образованием станет хорошим массажистом. Он много знает о коже, о нервных окончаниях, точках, которые есть на нашем теле. Но ко мне приходят талантливые девочки без образования с чувствительными руками и большим потенциалом для работы в этой области. Им нельзя закрывать дорогу”.
Получается, такие талантливые “мальчики и девочки” могут учиться на курсах для себя и делать массаж друзьям и близким. Но зарабатывать этим на жизнь им нельзя, пока не получат медицинское образование.
Елена Литвинова уверена, что, запретив им работать, общество проиграет.

А что думают по этому поводу те, для кого все это затевалось, —потребители? Мы поговорили с ними на минских улицах

Ангелина Николаевна (пенсионерка):
“Я из тех, кто с детства привык следить за собой. В парикмахерскую хожу постоянно, там же делаю маникюр. Знаю, что бывают всякие ужасы с испорченной кожей и инфекциями, но не боюсь — доверяю людям. Будет жаль, если закроют парикмахерскую возле моего дома”.

Маргарита БыстрицкаЯ (преподаватель вуза):
“Мне маникюр и пилинг делает дочь, она окончила курсы. Теперь опасаюсь, что ее могут уволить с работы. Но в то же время я согласна, нужно принимать какие-то меры: до качественной косметологии нам еще как до Луны”.

Николай Давыденко (индивидуальный предприниматель):
“Я по салонам не хожу, а вот жена себя балует. Но салон ей выбираю я и всегда прошу лицензию посмотреть: нет ничего дороже здоровья близких”.

Ольга Черпак (парикмахер):
“Я много раз видела, как при выполнении маникюра нарушают элементарные правила гигиены. Наконец-то таким “специалистам” запретят работать. Конечно, салон может возместить ущерб за неправильно выполненную чистку лица. Но если гепатит занесут или СПИД, ущерб не возместит никто”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter