Репортаж с завершения Карловарского кинофестиваля

Красота внутри себя

Карловарский кинофестиваль завершен...

Карловарский кинофестиваль завершен. В день, когда вы читаете это «Письмо», фестиваль закрывается и объявляют имена новых обладателей «Золотого глобуса» — главной награды фестиваля, но в момент, когда я это пишу, имен победителей еще не знаю. «Золотой глобус» — не только красивая и дорогая награда (хрустальный шар в руках обнаженной девушки делают на одном из самых знаменитых в мире стеклянных заводов Moser, который находится как раз в Карловых Варах, из посуды Moser пьют короли и президенты, белорусским журналистам такие вещи точно не по карману), но и свидетельство чешского чувства юмора (привет Швейку!). Перед каждым фильмом (а их на фестивале было 370, и посмотреть хотя бы половину — задача непосильная даже для одержимого киномана) показывали рекламный ролик фестиваля, главными героями которого были «Золотой глобус» и кто–то из его обладателей прошлых лет. Ролик — юмористический, в котором победители предстают в забавном виде и используют девушку с одним из самых дорогих хрустальных изделий в мире для самых разных (и, замечу, всегда неожиданных) целей. В этом году приз за вклад в мировой кинематограф получил Джон Траволта, так что в следующем году я наверняка увижу его перед началом фестивальных киносеансов, как видела в этом году прошлогоднюю лауреатку Хелен Миррен.


Траволта, кстати, оказался человеком не только обаятельным (это по определению должно быть так, обаяние — часть его профессии), но и доступным, и общительным. Он запросто общался с публикой, с удовольствием раздавал автографы, пошел на ночную дискотеку, где телом и делом доказывал, что со времен прославившей его «Лихорадки субботним вечером» остается в прекрасной не только актерской, но и танцевально–спортивной форме. В Карловы Вары он приехал не только за хрустальным шаром от Moser, но и чтобы представить свой новый фильм Killing Season — можно перевести как «Время для убийства», но не знаю, как это переведут российские прокатчики. Впрочем, я вообще не уверена, что российские прокатчики этот фильм купят. Как уверена в том, что в Сербии этот фильм не покажут точно. Траволта играет там отставного сербского офицера, совершавшего военные преступления во время войны. И правда в этом фильме совсем не на его стороне, а на стороне бомбивших Сербию США и НАТО, которые в фильме олицетворяет импозантно постаревший, но заметно поскучневший Роберт Де Ниро. Политизированность вообще–то не конек Карловарского фестиваля, этим куда более знаменит кинофестиваль Берлинский, но в этом году в КВ был не только Killing Season, но и, например, фильм иранского режиссера Джафара Панахи «Закрытый занавес», снятый несмотря на то, что режиссер с 2010 года находится под домашним арестом. Он даже умудрился «поприсутствовать» на премьере этого фильма — через скайп. В наше время не только кино — великая иллюзия.


Карловарский фестиваль больше всего знаменит тем, что здесь миру показывают себя страны Восточной и Центральной Европы, то есть страны бывшего социалистического лагеря. Если судить по фильмам, они все еще в процессе переосмысления советского периода своей истории и расстаются с прошлым отнюдь не смеясь. Фильмы наших бывших «братьев по лагерю» все больше мрачноватые и социально–печальные. Когда я предложила знакомым россиянам сходить на один из российских фильмов, рассказывающих о сегодняшнем дне в глубинке, они, прочитав анонс, категорически отказались: «Мы такое каждый день по телевизору видим». Однако на другой российский фильм «Интимные места» (одна из его актрис получила приз за лучшую женскую роль на последнем «Кинотавре») прорывалась толпа. Детям смотреть не рекомендуется: столько обнаженной плоти (в основном мужской) я никогда не видела. При этом фильм пошлым не кажется. Иллюзия.


Итальянцы — веселые, обаятельные, не замечающие смены собственных правительств — доказывают снова и снова, что поднимать серьезные вопросы можно и красивым кино тоже. Не мрачным, а именно красивым. Итальянцы (так, конечно, еще до Феллини повелось, но у Феллини, кажется, достигло высшей точки) вообще в постоянном поиске красоты. Иногда ее находят — в вечном Риме, Боге, но чаще — внутри себя. Такое обретение — внутри себя — дается труднее всего. Мне почему–то кажется, что большинство фильмов (и, пожалуй, все, которые лично я успела посмотреть) были именно об этом — о поиске себя. Вот теперь думаю: это у меня такой личный выбор, выбор отборочного комитета Карловарского кинофестиваля или эта тема сейчас актуальна? Или она актуальна всегда? Думаю...


А в следующем году на фестиваль обязательно пойду. Кино, оказывается, удивительно захватывающая штука. Пока жила в Китае с его ограничением на импортные фильмы, почти об этом забыла. Вернувшись в Европу, массу вещей открываю заново...

 

Советская Белоруссия №123 (24260). Суббота, 6 июля 2013 года.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter