Как мать троих детей оказалась за рулем многотонного «БелАЗа» и что из этого вышло

Красота в разрезе

Мама троих детей — Ольга Сарина — водитель «БелАЗа» на угольном разрезе «Заречный» в городе Киселевске Кемеровской области.

Ольга Сарина в юности не мечтала даже о водительских правах.

Разрез Ольга впервые увидела в детстве: ее отец возил горняков на автобазовской дежурке, а дядя был водителем карьерного самосвала.

— О баранке никогда не мечтала, — рассказывает Ольга. — Когда в 18 лет подружки рванули сдавать на права, я не пошла: не женское это дело. У нас в семье обязанности были четко распределены. Мама, которая всю жизнь в гастрономе проработала, в отцовские дела не вмешивалась. И я с малых лет помогала ей по хозяйству. Считала, что женщина должна быть ближе к дому — убрать, постирать, обед приготовить. А на машине, думала, будет муж меня возить. 

Водительские права Ольга получила в 30 лет. К тому времени у нее уже был опыт работы в торговле. 

Фабрики и заводы закрывались, а ларьки и магазинчики росли как грибы после дождя. Многие дипломированные специалисты подались в челноки. Ну а когда в Киселевске появились первые торговые сети, Ольга устроилась зав­магом. Потом городское пассажирское автопредприятие объявило прием всех желающих — работать было некому. И Сарина, числившаяся в очередном отпуске по уходу за ребенком, стала водителем автобуса. 

— Едешь, бывало, рано утром на стареньком «нефазе» мимо разреза, а по горному отвалу движется «БелАЗ». Смотришь и думаешь: «Везет мужикам! Отработал смену — и свободен. Деньги нормальные получают. И почему женщин на эту работу не берут?» Правда, скажи мне кто‑нибудь тогда, что сяду за руль самосвала — ни за что не поверила бы, — вспоминает Сарина. 

Между тем работу в ПАТП пришлось оставить из‑за жесткого графика: дети были еще маленькие. И мама взмолилась: «Оля, вернись в торговлю!» Вернулась — на меньшую зарплату при большей нагрузке и нервотрепке. Однажды, разгружая товар, многодетная мать сорвала спину. По дороге в больницу брат, с которым они когда‑то вместе пытались зарабатывать установкой пластиковых окон, вдруг вспомнил про объявление в бегущей строке: угольная компания набирает женщин на «БелАЗы». 

— Дело было в 2013‑м. Собрали нас, человек 25 разного возраста, в разрезоуправлении, устроили торжественный прием, — продолжает Ольга. — Девчонки в платьицах, на каблуках — и на смотровую площадку. Для тренировки пригнали «ГАЗель». Так пятеро с места тронуться не смогли. Это ж вам не на праворукой иномарке‑автомате ездить (у меня‑то тогда уже «Волга» была). Начальство за голову схватилось. Больше половины кандидаток отсеялось. А в итоге осталось нас четверо, включая белазисток с опытом, пришедших из другой угольной компании.

Ольга признается: самое страшное было взобраться по семиметровой лестнице на палубу многотонного гиганта. Теперь лестница уже 14 метров!

После обучения на категорию «С» Ольге Сариной доверили ­«БелАЗ» самой первой. «Господи, куда я лезу?!» — думала она, взбираясь по семиметровой лестнице на палубу 130‑тонного гиганта. Высоты очень боялась. Несколько смен подряд ездила с опытным водителем. И мужчины первое время, увидев в кабине большегруза женщину, столбенели. Придя в чувство, одни расплывались в улыбке, махали приветливо, норовили угостить конфетами, другие ворчали: «Да мы их всех в декрет отправим». 

— Оно и понятно: многие мужики, не успев отстажироваться на водителей, разворачивались и уходили с разреза. Особенно раньше, когда в городе было проще с работой. В нашем деле ведь не столько физическая сила нужна, сколько быть внимательным и чувствовать машину. Иной раз едешь — душа поет! Но если зимой в гололед поторопишься — «БелАЗ» несет по инерции, он становится неуправляемым. И надо суметь удержать машину, совладав с собой. Недаром подписчики в соцсетях дают мне лет на 15 меньше. Говорят же, что избыток адреналина омолаживает. Вот и я, видимо, благодаря ­«БелАЗу» хорошо сохранилась, — смеется Ольга. 

Она давно ездит за рулем 220‑тонника. Каждая из 12‑часовых смен начинается с преодоления лестницы длиной уже в 14 метров. При этом Ольга не считает, что работа у нее тяжелее, чем в торговле. Тем более что ни масло заливать, ни менять колеса самой не приходится. Это на мелких предприятиях водители обслуживают грузовики собственными силами. А у них на разрезе, принадлежащем крупной угольной компании «СУЭК‑Кузбасс», все модернизировано. Болты подкрутить, чтобы затянуть колеса, помогают специально обученные люди. Бригады слесарей формировались одновременно с женскими, когда работодатель сознательно сделал ставку на так называемый слабый пол — более ответственный и дисциплинированный. Но сейчас уже чисто женских экипажей на угольных разрезах нет. Дамы трудятся бок о бок с мужчинами. По общему графику. Например, перерыв у водителей большегрузов бывает только на обед, который привозит передвижная кухня. Нет, строка «личные нужды» в навигации у белазистов, конечно, есть, но реализовать ее на практике каждый ухитряется как может. Между спусками на четыре километра вниз, в «яму», и подъемами обратно. 

— Мужчинам, конечно, в этом смысле проще, — улыбается Ольга. — Но все‑таки самое трудное для женщины — вписаться в мужской коллектив. Если вести себя, как звезда, психологически тяжело будет. Может, ты и звезда, но только у себя дома, а не здесь, на разрезе. Правда, если по‑человечески рассудить, я бы на месте мужей не пускала жен на такую работу. Хоть некоторые молодые девчонки и уверяют, мол, с детства мечтали водить самосвал. Кстати, однажды в парикмахерской мастер, у которой я делала прическу, чтобы удивить коллег, призналась: ее бабушка много лет отработала водителем «БелАЗа» на разрезе Краснобродском. 

Дома Ольгу Сарину ждут дети — 23‑летний Максим, 11‑летний Артем и 9‑летняя Алина. Старший, отслужив в армии, выбрал строительную специальность. Младшие — круглые отличники, победители творческих конкурсов и спортивных соревнований. Не привыкли сидеть на месте, как и их мама, в школьные годы не пропускавшая ни одного кружка в Доме пионеров. Дети мамой гордятся. А она печет им по праздникам вкуснейший ореховый бисквит. Но профессию менять пока не собирается. 

— Всю усталость у меня как рукой снимает за городом, на даче, — говорит Ольга. — Лучший отдых — копошиться в огороде, слушать, как птицы поют... Дом мечтаю построить. Сруб уже подвели под крышу, и одна комната почти готова. Поймала себя на мысли, что люблю работать с деревом — пилить, строгать. А если что не успею, то дети достроят. Любой человек может все, если захочет. Я так считаю.

Юлия Потапова

potapova‑kem@yandex.ru 

Фото из личного архива

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter