Моника Витти отмерила девять десятков, или Мы запомнили их молодыми

Красота по-итальянски

50—70‑е годы ХХ века подарили нам самобытное итальянское кино, а с ним — ярких актрис, своей красотой пленивших не одно поколение мужчин и заставивших миллионы женщин подражать им. Джина Лоллобриджида, Софи Лорен, Клаудия Кардинале, Моника Витти... Красавицы и законодательницы модных тенденций здравствуют и поныне. Одна из них — Моника Витти — 3 ноября миновала 90‑летний юбилей!

Декольте против практицизма

На зарубежное кино в середине прошлого века советские люди ходили не просто посмотреть или приятно провести время. Иностранные фильмы несли еще и вполне прагматическое значение. Это было окно в мир, кладезь знаний о моде и образе жизни. Такое отношение появилось не на пустом месте. Индустриальный рывок 1930‑х годов и военное лихолетье утвердили в наших привычках простоту. В производстве и в быту доминировал практицизм. Буржуазные, вульгарные излишки — долой! Женщину‑труженицу ничто не должно отвлекать от работы. Журналы «Работница» и «Крестьянка» красноречиво оправдывали свои названия — совершенно не баловали соотечественниц широтой модных изысков. Многое поменялось после фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. ­СССР распахнул двери миру. Среди прочего стали больше показывать иностранных фильмов. В основном французских и итальянских. Мы открыли для себя европейских звезд, а с ними получили импульс к самовыражению. 

Лишь немногие граждане ­СССР бывали в Италии, однако, чтобы быть очарованным красотой тамошних девушек, не требовалось покорять Апеннины. Достаточно было отправиться в кинотеатр. 
Яркие формы, помноженные на смуглые оттенки, приукрашенные выразительным взглядом и отважным характером. Итальянки всегда были не прочь предъявить свои козыри. Сделать это с притягательной улыбкой!
Первая, в кого в ­СССР влюбились все, — Джина Лоллобриджида. Искрометный «Фанфан‑Тюльпан» и ее очарование в дуэте с Жераром Филиппом покорили публику от мала до велика. Затем на наших экранах прошла спортивная драма «Рокко и его братья», где мелькнула Клаудия Кардинале. В 1965 году на московском кинофестивале главный куш сорвал «Брак по‑итальянски». Любимчик советских женщин Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. Одна из самых известных пар мирового кино. Читатели журнала «Советский экран» называют Лорен актрисой года. Крестьянское происхождение и сочувствие к левым обеспечивают Софи почти официальный статус любимой иностранной актрисы Советского Союза. На волне сиюминутных симпатий она безоговорочно обходит Джину Лоллобриджиду. «Война бюстов и декольте» заканчивается в пользу Лорен...

Успех итальянок — повод для подражания. Макияж, стрижка, одежда… Доселе не балованные гламуром, наши женщины ищут в импортных кинодивах направления модных течений. Все это вмиг готово утвердиться в наших реалиях. Прическа бабетта от француженки Бриджит Бардо, стрелки на глазах, как у Софи Лорен или Джины Лоллобриджиды. Кто‑то копирует с оригинала, кто‑то подмечает у отечественных звезд. Среди них самая оригинальная — Эдита Пьеха. Легкий акцент, модные силуэты, те самые стрелки на глазах… У советских женщин проявляется вкус и появляется выбор.

Затмение

Тем временем на наших экранах — «Затмение». Молодой красавец Ален Делон, уже покоривший не одно дамское сердце, и яркая неординарная девушка. Это не буйная сельская красотка, играющая на публику пышными формами подобно Лоллобриджиде. Моника Витти явила себя зрителю актрисой принципиально иного формата. 
Она словно сошла с обложки современного глянцевого проспекта и олицетворяла своим образом дух неспокойных 60‑х. Городская женщина излучала одновременно страстность и недоступность.
«Затмение».

Стиль актрисы — аристократичный, загадочный и женственный — и в наши дни остается актуальным. 60 лет назад это был вызов стереотипам. Высокая, худощавая, с глубокими выразительными глазами. В ее ускользающем взгляде — тревога. 

Манекенщица, сошедшая с подиума на экран. Вместо характерных для уходящей эпохи декольте и облегающих платьев Витти выбирала мужские брюки, шелковые блузы и удлиненные блейзеры. Строгая и сдержанная по жизни, она излучала, казалось бы, малосовместимые черты: уверенность и непосредственность. На экране — жила, не играла. Словно это были не ее роли, а ее повседневность.

Оригинальный, немного насмешливый, с хрипотцой, широким диапазоном тембр голоса (к сожалению, ­малодоступный нам из‑за дуб­ляжа) придавал героиням Витти особую достоверность, неповторимый шарм. В начале карьеры ее часто приглашали озвучивать других актрис. Об этой стороне творчества Моника не без юмора вспоминала: «Моничелли заставил меня дублировать алкоголиков, Пазолини — нищих, а Феллини — старых проституток»…

Раскрытию таланта актриса обязана Микеланджело Антониони. Он стал для нее всем: режиссером, любовником, другом, отцом... «Моника Витти чрезвычайно выразительна. А это важнейшее качество для киноактера. Возможно, для сцены оно представляет меньшую ценность. На расстоянии сотни футов выражение лица актера теряется, но в фильме имеет первостепенное значение. А у Моники Витти необыкновенно выразительное лицо», — подчеркивал свой выбор Антониони.

«Затмение» — необычный фильм. Многие задавались вопросом, как он вообще оказался в широком советском прокате. Безусловно, сыграло роль увлечение модным экранным неореализмом, а также ставшее необычайно популярным лицо Алена Делона. Но сам сюжет, затронутые проблемы оказались выше понимания нашего рядового зрителя. Личные отношения биржевого маклера и далекой от бытового меркантилизма девушки. Для кого эти вялые страдания и размытые размышления? Непонятно, затянуто, скучно… Это не бодрые явления Лоллобриджиды или Лорен. Первыми познакомиться с неординарной красотой Витти остается только философствующим эстетам. Для остальных будет другой фильм и другая история.

Не промахнись, Асунта!

«Не промахнись, Асунта!»
Моника Витти легко перебралась из интеллектуального авторского кино Антониони в кино зрительское. Неудачный, казалось бы, голливудский опыт перевернул карьеру. Малоизвестный у нас фильм «Модести Блейз», где она сыграла этакого Джеймса Бонда в юбке, открыл совершенно иные грани таланта. Расставшись с Антониони, Витти разрушила стереотип эстетической отрешенности. Ей оказались подвластны и гротеск, и гангстерский боевик, и фарс, и драма. Комедия положений, бурлеск, водевиль… Своими дальнейшими ролями она словно утверждала аксиому: красивая женщина всегда права.

Итальянка в Лондоне — уже повод повеселиться. «Не промахнись, Асунта» — одна из самых ярких комедий в советском прокате 1970 года — своим успехом обязана именно Монике Витти. Этакая «Кавказская пленница» на сицилийский лад. Итальянские девушки пусть не комсомолки и спортсменки, но красавицы отчаянные. За незадачливым женихом готовы отправиться хоть за море. А там почти как в нашей комедии: или я ее в ­ЗАГС, либо она меня — к прокурору. Только по‑апеннински эта дилемма звучит еще забористее: вот тебе пистолет и билет в один конец, не получится со свадьбой, сделаешь свое дело, и тебя отправят домой бесплатно — под конвоем. 
Фильм запомнился еще и другим крылатым наставлением: «Настоящий мужчина должен всегда пытаться, а настоящая женщина должна сопротивляться»… В те времена школьники, дернув одноклассницу за косу, в ожидании расплаты задорно кричали: «Не промахнись, Асунта!»
Моника Витти в 1990 году.
Только с годами понимаешь: кино заставляет время замереть. Лица и образы навсегда остаются такими, какими запечатлел объектив кинокамеры. Проходит 10, 20, 30 лет, может, полвека, а девушки остаются юными, как в дни премьеры. Просматривая старые киноленты, иногда сложно не поддаться обаянию актрисы, которая годится тебе в матери или даже в бабушки. Возможно, прическа вышла из моды или блузка устаревшего фасона... Но движения, взгляд. Они вне времени. Заставляют трепетать сердце, восхищаться неординарностью красоты. И лишь заглянув в календарь, осознаешь неумолимый бег времени. Юбилеи давних кумиров становятся все весомее.

Богатство прожитых лет

Красота — товар ходовой, но скоропортящийся. С возрастом накапливается опыт, но уходит востребованность. Выросло не одно поколение зрителей, которым, возможно, эти имена и фамилии ничего не скажут. Вместе с тем молодежи стоит взглянуть на старые фото, и сразу придет понимание: у предков был отменный вкус. А старшему поколению — проследить, чем сегодня занимаются кумиры их киноэпохи. И хотя женщинам не принято заглядывать в паспорт, но о подобных цифрах можно говорить не иначе как с уважением.

Джина Лоллобриджида — 94 года

Актерскую карьеру секс‑символ 50‑х закончила в 1997 году, при этом продолжала посвящать время другому своему увлечению — активно занималась фотографией. Ее работы не раз выставлялись в престижных залах. Возраст не помеха, если в жилах бурлит кровь. Джина не раз радовала желтую прессу эффектными историями. Например, еще несколько лет назад СМИ мусолили отношения бывшей актрисы с испанским бизнесменом Хавьером Ригау, который почти на 40 лет младше ее.

Прокат в СССР Фильм
1955 «Фанфан‑Тюльпан»
1956 «Хлеб, любовь и фантазия»
1961 «Собор Парижской богоматери»

Моника Витти — 90 лет

Моника Витти давно ушла из поля зрения репортеров. Кинокарьеру завершила 30 лет назад, а в 2002 году последний раз появилась на публике. Виной вынужденного затворничества стала болезнь Альцгеймера.

Прокат в СССР Фильм
1966 «Затмение»
1970 «Не промахнись, Асунта!»

Софи Лорен — 87 лет

После десятилетнего перерыва Софи Лорен в прошлом году возобновила карьеру. На платформе Netflix состоялась премьера фильма «Вся жизнь впереди». История женщины, пережившей ужасы Освенцима, которая на старости лет воспитывает детей проституток в своем приюте. Режиссером картины выступил сын актрисы Эдоардо Понти.

Прокат в СССР Фильм
1965 «Брак по‑итальянски»
1970 «Подсолнухи»

Клаудия Кардинале — 83 года

Кардинале возраст не беда. Актриса по‑прежнему в форме, и ее можно увидеть на экране. В прошлом году отметилась ролью в полицейской драме «Город изгоев», ставшей заметным событием на Netflix. В будущем готовится премьера очередного фильма с ее участием — «Остров прощения».

Прокат в СССР Фильм
1962 «Рокко и его братья»
1970 «Красная палатка»
1977 «Картуш»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter