
Декольте против практицизма
На зарубежное кино в середине прошлого века советские люди ходили не просто посмотреть или приятно провести время. Иностранные фильмы несли еще и вполне прагматическое значение. Это было окно в мир, кладезь знаний о моде и образе жизни. Такое отношение появилось не на пустом месте. Индустриальный рывок 1930‑х годов и военное лихолетье утвердили в наших привычках простоту. В производстве и в быту доминировал практицизм. Буржуазные, вульгарные излишки — долой! Женщину‑труженицу ничто не должно отвлекать от работы. Журналы «Работница» и «Крестьянка» красноречиво оправдывали свои названия — совершенно не баловали соотечественниц широтой модных изысков. Многое поменялось после фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. СССР распахнул двери миру. Среди прочего стали больше показывать иностранных фильмов. В основном французских и итальянских. Мы открыли для себя европейских звезд, а с ними получили импульс к самовыражению.Лишь немногие граждане СССР бывали в Италии, однако, чтобы быть очарованным красотой тамошних девушек, не требовалось покорять Апеннины. Достаточно было отправиться в кинотеатр.
Яркие формы, помноженные на смуглые оттенки, приукрашенные выразительным взглядом и отважным характером. Итальянки всегда были не прочь предъявить свои козыри. Сделать это с притягательной улыбкой!Первая, в кого в СССР влюбились все, — Джина Лоллобриджида. Искрометный «Фанфан‑Тюльпан» и ее очарование в дуэте с Жераром Филиппом покорили публику от мала до велика. Затем на наших экранах прошла спортивная драма «Рокко и его братья», где мелькнула Клаудия Кардинале. В 1965 году на московском кинофестивале главный куш сорвал «Брак по‑итальянски». Любимчик советских женщин Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. Одна из самых известных пар мирового кино. Читатели журнала «Советский экран» называют Лорен актрисой года. Крестьянское происхождение и сочувствие к левым обеспечивают Софи почти официальный статус любимой иностранной актрисы Советского Союза. На волне сиюминутных симпатий она безоговорочно обходит Джину Лоллобриджиду. «Война бюстов и декольте» заканчивается в пользу Лорен...
Успех итальянок — повод для подражания. Макияж, стрижка, одежда… Доселе не балованные гламуром, наши женщины ищут в импортных кинодивах направления модных течений. Все это вмиг готово утвердиться в наших реалиях. Прическа бабетта от француженки Бриджит Бардо, стрелки на глазах, как у Софи Лорен или Джины Лоллобриджиды. Кто‑то копирует с оригинала, кто‑то подмечает у отечественных звезд. Среди них самая оригинальная — Эдита Пьеха. Легкий акцент, модные силуэты, те самые стрелки на глазах… У советских женщин проявляется вкус и появляется выбор.
Затмение
Тем временем на наших экранах — «Затмение». Молодой красавец Ален Делон, уже покоривший не одно дамское сердце, и яркая неординарная девушка. Это не буйная сельская красотка, играющая на публику пышными формами подобно Лоллобриджиде. Моника Витти явила себя зрителю актрисой принципиально иного формата.Она словно сошла с обложки современного глянцевого проспекта и олицетворяла своим образом дух неспокойных 60‑х. Городская женщина излучала одновременно страстность и недоступность.

Стиль актрисы — аристократичный, загадочный и женственный — и в наши дни остается актуальным. 60 лет назад это был вызов стереотипам. Высокая, худощавая, с глубокими выразительными глазами. В ее ускользающем взгляде — тревога.
Манекенщица, сошедшая с подиума на экран. Вместо характерных для уходящей эпохи декольте и облегающих платьев Витти выбирала мужские брюки, шелковые блузы и удлиненные блейзеры. Строгая и сдержанная по жизни, она излучала, казалось бы, малосовместимые черты: уверенность и непосредственность. На экране — жила, не играла. Словно это были не ее роли, а ее повседневность.
Оригинальный, немного насмешливый, с хрипотцой, широким диапазоном тембр голоса (к сожалению, малодоступный нам из‑за дубляжа) придавал героиням Витти особую достоверность, неповторимый шарм. В начале карьеры ее часто приглашали озвучивать других актрис. Об этой стороне творчества Моника не без юмора вспоминала: «Моничелли заставил меня дублировать алкоголиков, Пазолини — нищих, а Феллини — старых проституток»…
Раскрытию таланта актриса обязана Микеланджело Антониони. Он стал для нее всем: режиссером, любовником, другом, отцом... «Моника Витти чрезвычайно выразительна. А это важнейшее качество для киноактера. Возможно, для сцены оно представляет меньшую ценность. На расстоянии сотни футов выражение лица актера теряется, но в фильме имеет первостепенное значение. А у Моники Витти необыкновенно выразительное лицо», — подчеркивал свой выбор Антониони.
«Затмение» — необычный фильм. Многие задавались вопросом, как он вообще оказался в широком советском прокате. Безусловно, сыграло роль увлечение модным экранным неореализмом, а также ставшее необычайно популярным лицо Алена Делона. Но сам сюжет, затронутые проблемы оказались выше понимания нашего рядового зрителя. Личные отношения биржевого маклера и далекой от бытового меркантилизма девушки. Для кого эти вялые страдания и размытые размышления? Непонятно, затянуто, скучно… Это не бодрые явления Лоллобриджиды или Лорен. Первыми познакомиться с неординарной красотой Витти остается только философствующим эстетам. Для остальных будет другой фильм и другая история.
Не промахнись, Асунта!

Итальянка в Лондоне — уже повод повеселиться. «Не промахнись, Асунта» — одна из самых ярких комедий в советском прокате 1970 года — своим успехом обязана именно Монике Витти. Этакая «Кавказская пленница» на сицилийский лад. Итальянские девушки пусть не комсомолки и спортсменки, но красавицы отчаянные. За незадачливым женихом готовы отправиться хоть за море. А там почти как в нашей комедии: или я ее в ЗАГС, либо она меня — к прокурору. Только по‑апеннински эта дилемма звучит еще забористее: вот тебе пистолет и билет в один конец, не получится со свадьбой, сделаешь свое дело, и тебя отправят домой бесплатно — под конвоем.
Фильм запомнился еще и другим крылатым наставлением: «Настоящий мужчина должен всегда пытаться, а настоящая женщина должна сопротивляться»… В те времена школьники, дернув одноклассницу за косу, в ожидании расплаты задорно кричали: «Не промахнись, Асунта!»

Богатство прожитых лет
Красота — товар ходовой, но скоропортящийся. С возрастом накапливается опыт, но уходит востребованность. Выросло не одно поколение зрителей, которым, возможно, эти имена и фамилии ничего не скажут. Вместе с тем молодежи стоит взглянуть на старые фото, и сразу придет понимание: у предков был отменный вкус. А старшему поколению — проследить, чем сегодня занимаются кумиры их киноэпохи. И хотя женщинам не принято заглядывать в паспорт, но о подобных цифрах можно говорить не иначе как с уважением.Джина Лоллобриджида — 94 года

Прокат в СССР | Фильм |
1955 |
«Фанфан‑Тюльпан» |
1956 |
«Хлеб, любовь и фантазия» |
1961 | «Собор Парижской богоматери» |
Моника Витти — 90 лет

Прокат в СССР | Фильм |
1966 | «Затмение» |
1970 | «Не промахнись, Асунта!» |
Софи Лорен — 87 лет

Прокат в СССР | Фильм |
1965 | «Брак по‑итальянски» |
1970 | «Подсолнухи» |
Клаудия Кардинале — 83 года

Прокат в СССР | Фильм |
1962 | «Рокко и его братья» |
1970 | «Красная палатка» |
1977 | «Картуш» |