Коллега посоветовала: «Ты должна непременно познакомиться с Рони Голдфингер! Увидишь — поймешь». Краткий экскурс по интернету выбрасывает десяток оригинальных картин, ссылки на телевизионные репортажи, отчеты о выставках в минских галереях. То, что я вижу, по меньшей мере любопытно — тем более речь идет о наивном искусстве, живом и в самом хорошем смысле народном. Такие вещи цепляют искренностью, ими восторгаются искусствоведы (вспомним прославившиеся на весь мир «маляванкi» Алены Киш). Молодая художница Вероника Краснова пишет свои картины пальцами по холсту, и до официального признания ей пока далеко — однако своя, пусть и негромкая слава у нее уже есть.
В реальности ее картины еще ярче, еще сильнее переполнены жизнью, чем на фото, — это я понимаю сразу, как только переступаю порог комнаты, которая служит девушке мастерской. Райский сад с пальмами, венецианские гондолы, разноцветный калейдоскоп парка Гуэль или дерево в розовом цвету... Никаких кистей — только холст, масло и собственные руки. Само название творческого проекта возникло из этой утилитарности: Рони — сокращение от Вероники, Голдфингер — «золотой палец», если уж браться за перевод.
— Живописью я мечтала заниматься с детства — это то, что я люблю больше всего на свете, — признается девушка. — Училась в художественной школе, затем в колледже на фотографа, думала, что так или иначе буду связана с искусством. Но тут вмешался папа и настоял, чтобы я получила «настоящую» профессию бухгалтера. Будешь рисовать по выходным, он мне сказал.
Так и повелось: днем работа в банке, вечером — холст и краски. Писать картины пальцами Вероника попробовала, когда ее не удовлетворил результат работы с кистями:
— Все выходило слишком правдоподобным, мне это совсем не понравилось. Мои картины — как мультики. Пальцами они по–другому получаются!
Мир, создаваемый художницей, слишком сказочный и волшебный: не Барселона, а мечта о ней, не влюбленная пара под деревом, а некий идеальный образ, в котором каждый узнает свою надежду на искреннее и светлое чувство. Первую выставку Рони Голдфингер «Перстами...» в Республиканском театре белорусской драматургии в 2016 году готовила искусствовед Лариса Финкельштейн.
— Она приехала ко мне и прямо своей тросточкой стала показывать, что и где нужно исправить на моих картинах, — вспоминает Вероника. — Ощущение, будто экзамен сдаешь. Ах, как меня это рассердило сначала, а потом я решила последовать советам Ларисы Давидовны. Мне это очень дорого — что я пришлась ей по душе.
За первой выставкой последовала вторая — в Доме картин, осенью ожидается третья. Официальное художественное сообщество самоучек принимает и признает редко. Однако Вероника унывать не собирается: все придет в свое время. Главное — заниматься любимым делом.
Вопрос, ставящий в тупик любого художника, но его упорно задают не только журналисты: сколько времени проходит от рождения замысла до воплощения? «Если повезет, можно уложиться в несколько часов, а бывает, идею вынашиваешь, как ребенка, девять месяцев», — занимаясь живописью, Вероника наслаждается классической музыкой — Моцартом, Вивальди. Иногда в процессе «отключается» от мира, чтобы потом вдруг обнаружить: на дворе ночь, а замысел, который не давал покоя, наконец–то воплотился, работа закончена.
«Заколдовать» подруге картину про любовь — это запросто. Говорят, работы Рони Голдфингер способны исполнять желания, делиться заключенным в них волшебством.
— Одна девушка на выставке дотронулась до картины «Невеста» — и почти тут же получила предложение руки и сердца. Выберите, что вам нравится, потрогайте, пусть у вас тоже сбудется какое–нибудь желание, — предлагает художница.
И я выбираю холст, дышащий солнцем и яркими красками, наполненный ветром дальних странствий, осторожно касаюсь его, стараясь попасть след в след пальцам Рони. Сбудется непременно.
ovsepyan@sb.by
Фото Евгения КОЛЧЕВА.
Художница Вероника Краснова, или Проект Рони Голдфингер
Красота на кончиках пальцев
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.