Насколько доступна мода

Красота карман тянет

Последнее время в стране стремительно развивается индустрия моды. Проходит огромное количество модных показов и маркетов, увеличивается количество мультибрендовых шоурумов, и все больше наших граждан мечтает заполучить в личный шкаф не иностранные бренды, а модели наших дизайнеров. Но кто может позволить себе одежду made in Belarus?


На очередном Большом модном маркете в одном из минских торговых центров уже с утра полно народа. Среди посетителей и стильные зрелые женщины, и молоденькие леди, и даже мамы с детками. Есть и мужчины. Модные маркеты случаются в Минске в среднем раз в один-два месяца, и те, кто стремится выглядеть красиво и оригинально, стараются такие события не пропускать. Ходят по рядам, рассматривают брошки, примеряют модели, крутятся у зеркал с дизайнерскими сумками в руках. Однако, как успеваю заметить, многие направляются к выходу, так ничего и не купив. И дело не в том, что не понравилось. Здесь работы более 130 дизайнеров и мастеров. И, уж поверьте, есть среди них поистине интересные и необычные вещи. Пальто, окрашенные с помощью натуральных трав, цветов и листьев деревьев. Платья и свитшоты с оригинальными принтами соломенных лошадок и зубров. Наряды из меха и шелка, отсылающие к шляхетским временам. 

Но цены... Вот что отпугивает заглянувших, возможно, по случайности посетителей. Легкая блузка интересного кроя стоит 180 рублей, платье с натуральной вышивкой — 240 рублей. За хлопковый костюм в стиле кэжуал просят 360 рублей, за шерстяное пальто — 470 рублей. Кусаются даже цены на аксессуары: шарф-треугольник, сотканный вручную, — 180 рублей, зимняя шапка с помпоном — 95 рублей. 


— Когда мы говорим о стоимости той или иной авторской вещи, мы зачастую забываем ее историю, — защищает молодых авторов креативный директор модельного агентства Nagorny model management, режиссер конкурсов красоты, дефиле и fashion show Нина Драко. — В авторском производстве не на чем сэкономить. Наверное, почти все дизайнеры лично начинают с иголки и нитки. Однако, чтобы сделать качественную вещь, они, не являясь первоклассными портными и закройщиками, должны пригласить хорошую команду, которая будет делать их бренд. Плюс аренда помещения, оборудования. 

Каждый дизайнер устанавливает цену на свою продукцию исходя из реальных финансовых расходов и того, как он оценивает свои трудозатраты. 

— Бывает, и завышают, — не скрывает руководитель event-агентства и издатель журнала Fashion Collection Ирина Николаева. — Поэтому должна быть реакция потребителя. Если дизайнер поставит слишком высокую цену за свое изделие, он может не получить никаких продаж.

Очевидно, если наши дизайнеры существуют, значит, они востребованы. Директор Центра моды Игорь Селицкий считает, что если человек хочет быть достаточно индивидуальным, одеваться не так, как другие, ему придется платить больше:

— Zara, Reserved и другие известные бренды — это fast-fashion, масс-маркет с огромными объемами. Да, они популярны, но уникальности не дают.


Еще до недавнего времени подобные марки вызывали большой интерес. Люди ездили за ними в Польшу, страны Балтии, ведь эта одежда давала им возможность здесь, на родине, выглядеть интересно. 

— Но будем говорить откровенно: сейчас за границей нет того, чего бы не было у нас, — говорит директор digital-агентства “Фабрика брендов” Ольга Коробова. — Да и цены практически те же. Поэтому для наших дизайнеров сейчас огромная точка развития для выхода на рынок.

Раньше признаком престижа считались заграничные вещи в гардеробе. Сейчас — работы наших авторов. 

— Тенденция меняется, — подтверждает стилист-имиджмейкер Валентина Казак. — Многие сегодня обращают внимание на белорусских дизайнеров и отечественные предприятия, выбирают именно их. Потребители стали осознавать, что наше действительно может быть качественным, интересным и стильным. 

Правда, абсолютно ко всем отечественным модным разработкам эти определения относить все-таки не стоит. 

— Есть дизайнеры, которые называют себя так, но часто лишь вдохновляются чужими идеями, — рассказывает Валентина. — У мастеров должны быть свой почерк, своя фишка. Ведь за чем клиент идет в магазин дизайнерской одежды? За качеством и эксклюзивом!


Многие наши дизайнеры сделали себе имя: Иван Айплатов, Павел Панаскин, Юлия Латушкина, Карина Галстян, Марина Давыдова, Елена Цокаленко, Ольга Самощенко и другие. Некоторые переросли в целые компании с монобрендовыми магазинами, салонами, бутиками не только в Беларуси, соседних России, Украине, но и в более далеких странах. За качество и эксклюзивность их вещей переживать не приходится. А вот с молодыми авторами стоит быть осторожными. На том же Большом модном маркете можно увидеть довольно тривиальные модели, которые не очень отличаются от того, что продают в обычных магазинах. Цены же на них на порядок выше. Вместе с тем можно найти довольно оригинальный продукт только-только начинающего мастера, который стоит совершенно недорого. Директор Центра моды Игорь Селицкий советует хватать такой не раздумывая: 

— Продукт будет так стоить до того момента, пока имя его автора не прозвучит громче. Может оказаться, что в прошлом году ты приобщился к теме моды очень недорого, но вот сейчас это “недорого” выросло в какие-то кратные цифры. Это нормальная практика, так как позволяет талантливым людям развиваться. 

Пальто на вырост

Цены на вещи молодых дизайнеров стартуют от 100 рублей. Средняя стоимость платья, свитшота, блузки — 150—200 рублей, пальто — 250—500 белорусских рублей. Изделия дизайнеров с именем продают еще дороже. Однако по сравнению с зарубежными брендами, стоящими тысячи долларов, авторская мода у нас достаточно доступна. 

Дизайнеры идут в регионы

Долгое время жители провинции о дизайнерах почти не слышали — показы мод и модные маркеты проходили исключительно в Минске. Но сегодня, уверяет руководитель event-агентства и издатель журнала Fashion Collection Ирина Николаева, наша мода становится ближе к простому потребителю. Во многом этому способствовало проведение первого регионального фестиваля моды и стиля “МОДАФЭСТ”. На лучших площадках областных центров страны прошли показы одежды от отечественных брендов, мастер-классы и лекции. 

— Приезд дизайнеров в регионы вызвал небывалый ажиотаж. Ведь подобное событие — совершенно новый формат для провинциальных жителей, — рассказывает Ирина Николаева. — Широкая палитра представленных авторов дала возможность понять потребителям из регионов, что дизайнерские вещи — это не всегда дорого и вычурно. 

Маленькими “центрами моды” называют эксперты Брест, Витебск и Гродно. 

mila@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter