Красота и гигиена

О навязчивой и агрессивной рекламе

Должна вам признаться, заголовок не мой. Текст внештатного автора с таким названием я «завернула» на прошлой неделе. Серьезный господин, время от времени пишущий об искусстве, предложил свои размышления о рекламе. Поначалу я думала поступить «гуманно» и попросить автора поработать над текстом еще. Но, погрузившись в тему, так разволновалась, что решила выступить сама, воспользовавшись служебным положением. Мысль, которую озвучил внештатник, не нова: «Надо запретить рекламу дамских прокладок на телевидении». Вообще, практически любое обращение к рекламной теме в наших традициях непременно содержит этот «совковый» концепт: «Надо запретить!» Других, увы, мы пока не разучили. Хотя известно, что все запреты дают обратный эффект.


Главная претензия автора к рекламе указанных товаров выглядит обескураживающе: намек на женскую физиологию ранит впечатлительных мужчин настолько, что это является угрозой их либидо. А либидо, хочется спросить, с физиологией разве никак не связано? Наши мужчины, продолжает свои размышления публицист, воспитаны рекламной концепцией «женщина плюс товар» (это когда привлекательность любого продукта в визуальной рекламе усиливается присутствием в сюжете сексуальной барышни, будь то позиционирование автомобиля или пива). И это означает, что мужчинам–зрителям хотелось бы видеть женщин «легкими, воздушными, возвышенными». Но прокладки все портят и приземляют. Обычно в подобных текстах еще можно встретить апелляцию к Декарту и его дуализму «дух — материя», согласно которому мужчине присваивается духовная сущность, а женщине — природная, противоположная духовной. Декарту виделось, что раз женщины рожают, значит, не могут быть духовными. И далее из этой мощной мысли вытекало, что мужчина — субъект познания, ему и решать, что «духовно». Результат такой философии... ну, вы знаете: «Молчи, дура».


Прекрасно, что многие взрослые люди спустя годы помнят что–то из курса по истории философии. Но позвольте также упомянуть, что после Платона, Декарта и Аристотеля были и другие мыслители. Уже Спиноза предложил концепцию единой субстанции — монизм. Проявление духа, как и проявление материи, согласно Спинозе невозможно рассматривать по отдельности, поскольку они являются «двумя сторонами одной медали». В «наше» время Декартов дуализм критиковали уже такие звезды философии, как Фуко, Альтюссер, Делез, Деррида, Иригарэ... Это я к чему? Человечеству давно известно, что это социальные условия создают различные типы неравенства. Если женщина на три года идет в отпуск по уходу за младенцем, а по возвращении в профессиональную сферу ей сложно конкурировать с коллегами–мужчинами из–за упущенного времени, то это не потому, что дамы слабее от природы, а потому, что в организации сферы труда есть неучтенные моменты. Но мы по старинке продолжаем держаться за миф, что мужчина духовнее, умнее, лучше. Конечно, из года в год повторять устоявшиеся «мировоззренческие» конструкции удобнее. К тому же этот мыслительный процесс непременно потребует пересмотра привычек и отказа от бонусов, связанных с половой принадлежностью. Какой мужчина добровольно откажется от статуса «венца творенья»? Не всякая женщина в то же время в пользу равенства в доступе к социальным благам откажется от сиюминутных прелестей вроде счета в ресторане, оплаченного мужчиной...


Размышления, подобные тому, что прислал внештатный автор, лишь подогревают «войну полов». Физиология есть у всех. И страх признавать это — как минимум путь к абортам и разным болезням. Правильное сексуальное воспитание подразумевает необходимость честно называть вещи своими именами. И прокладки, и туалетная бумага — часть нашей жизни. Неужели мы сами себя считаем неприличными, недостойными, грязными?


Другое дело, что характер современного глобального капитализма таков, что все, даже самые интимные, сокровенные, духовные сферы жизни человека он превращает в товар. Как с этим справиться, пока никто не придумал. Вот вам кажется, что у вас есть моральное право защищаться от навязчивой и агрессивной рекламы прокладок. А попробуйте спросить, что думает производитель по поводу возможного запрета на рекламу своего продукта...


Раз уж мы не в силах справиться с рыночной лавиной, может, легче внимательно посмотреть в себя и найти там ответ: почему меня что–то так цепляет? Или просто перестать обращать внимание на рекламу...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter