Красный свет на "Варшавском мосту"

На пункте пропуска на белорусско-польской границе "Варшавский мост" таможни "Западный Буг" сегодня затишье, здесь почти не встретить завсегдатаев-"челноков".
На пункте пропуска на белорусско-польской границе "Варшавский мост" таможни "Западный Буг" сегодня затишье, здесь почти не встретить завсегдатаев-"челноков". Приграничные торговцы пребывают в замешательстве: со 2 июля вступила в силу новая редакция Положения о порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности. Отныне государство ставит заслон перед "серым" импортом. Впрочем, в связи с этим определенные трудности могут возникнуть (особенно поначалу) не только у "челноков". В этом я убедилась, побывав на границе в первый день действия новых правил.

Только для себя!

Принципиальные отличия от прежней редакции положения касаются ввоза в нашу страну продуктов питания и автотранспорта. Отныне без уплаты пошлины в Беларусь со стороны Евросоюза каждый совершеннолетний гражданин может беспошлинно ввезти не 10, как раньше, а только 5 килограммов продуктов. Пива и алкоголя - не более чем по литру, сигарет - лишь 200 штук. Также не взимается пошлина за одни часы и 5 ювелирных изделий, 3 предмета одежды из натурального меха или кожи, 4 шины к автомобилю...

Это стоит запомнить, чтобы не попасть впросак на границе. Объяснения, что везете для себя, мамы, дочки, тещи оправданием не станут. Придется платить. И еще. Учитесь следовать привычкам европейцев брать в магазинах чеки. Они могут выручить в случае, если на весах "Варшавского моста" у вас обнаружится "лишний" груз. Ведь каждый килограмм продуктов (если везете до 30 кг) обернется уплатой пошлины в размере 30 процентов от их таможенной стоимости (свыше 30 кг единая ставка составит 50 процентов). И если вдруг таможенная стоимость окажется выше реальной (всякое может случиться), вы покажете сохраненный чек...

Любишь кататься? Тогда - плати

Что касается автомобилей, то здесь, напомним, несколько изменились ставки в зависимости от возраста авто. Самыми дорогими будут те, которым менее 3 и более 14 лет. За новый автомобиль придется заплатить по 0,6 евро за "кубик". Растаможка "старушки" в возрасте от 14 лет и старше обойдется в 2 евро за кубический сантиметр. Так называемые народные автомобили, то есть те, которые по карману многим белорусам (возраст от 3 до 10 лет), можно будет растаможить почти так же, как и раньше, - от 0,35 до 0,6 евро за "кубик" в зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя. Растаможка автомобиля в возрасте от 10 до 14 лет будет стоить по 0,6 евро за "кубик". Этой категории автомобилей, как и авто постарше, зажигается "красный свет" вполне обоснованно. Зачем Беларуси "лом", или "вторчермет", как в шутку называют старые автомобили в ГАИ? Подобные правила защиты от экологически небезопасных автомобилей, место которым, по европейским нормам, на свалке, существуют во всех цивилизованных странах.

Кроме того, согласно новым правилам, исключается возможность ввоза по льготным ставкам микроавтобусов для перевозки более 10 человек, установлены единые ставки таможенных пошлин и налогов в отношении ввозимых прицепов, стройматериалов, бытовой техники, мониторов, видеозаписывающей и видеовоспроизводящей аппаратуры.

Главное, что новый документ обеспечивает беспрепятственный и беспошлинный ввоз товаров, предназначенных для использования в личных целях, считают в "Западном Буге". За все, что может быть использовано для получения прибыли, придется заплатить пошлину.

...Напряженным, как и ожидалось, для таможенников выдался июнь.

Таможня работала в авральном режиме. Штат никто не увеличивал, поэтому некоторым инспекторам пришлось отложить отпуск.

Движение по "Варшавскому мосту" со стороны Польши значительно сократилось около 23 часов 1 июля. Проезжали лишь редкие транзитники и автобусы с туристами. С некоторой тревогой таможенники ждали, когда часы пробьют полночь и начнут действовать новые правила. На пункте пропуска ЧП не зафиксировано

Но... Смена Владимира Кречика, дежурившая на пункте пропуска в ночь с 1 на 2 июля, никаких ЧП не зафиксировала.

"Мы даже сами удивились, что все было спокойно. Очередь со стороны Польши к полуночи исчезла. Ехали редкие транзитники и туристы. Один мужчина вез ящик пива. Но мы объяснили ему, что беспошлинно можно ввезти только 1 литр (далее за каждый лишний литр пришлось бы заплатить по 20 евро). Он развернулся, уехал назад в Тересполь. Через какое-то время приехал с литром, куда дел остальное - неизвестно. Мог выпить, а мог оставить у поляков. Ну не захотел человек платить пошлину. Имеет такое право. Ему решать, что делать. Но вылить пиво на территории пункта пропуска, мы, конечно же, не позволили бы", - поделился впечатлениями от ночного дежурства Владимир Алексеевич.

Появятся ли очереди вновь на границе? Начальник "Варшавского моста" Виталий Дудик уверен, что "пройдет неделя-другая, и все встанет на свои места". Ведь ожидали, что с 1 мая, после вступления Польши в Евросоюз, люди станут меньше ездить. Но через какое-то время пассажиропоток восстановился. Через таможню "Западный Буг" в первом полугодии 2004 года проследовало 855 тысяч автомобилей, 690 тысяч тонн грузов и 2,5 миллиона граждан - почти столько же, сколько и в минувшем году.

...Когда рано утром 2 июля я приехала на таможню, со стороны Бреста - на выезд - тоже не было очереди. Стояли лишь несколько туристических автобусов. Но к 9 часам к границе стали подтягиваться недорогие автомобили с брестскими номерами. Вот и они, первые "челноки-разведчики"...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter