Полулегальные таксисты подвергают опасности жизни клиентов

Красный свет для нелегала

В конце прошлой недели в Бресте произошло курьезное ДТП. Пьяный пассажир такси на ходу открыл дверь, и ее покорежил проходящий мимо автобус. Казус в том, что таксист оказался бесправником. Водительского удостоверения он лишился за многократное превышение скорости. Оказывается, от посадки к такому «профессионалу» не застрахован ни один пассажир, даже если он пользуется услугой через легальную диспетчерскую. Вместе с сотрудниками рейдового отдела Брестской областной налоговой инспекции разоблачал перевозчиков-нарушителей и собственный корреспондент «СБ. Беларусь сегодня».

ДТП с участием такси в Бресте.
фото virtualbrest.by

— Абсолютное большинство нелегалов пользуется интернетом. Бомбил «от бордюра» практически не осталось, — уверяет инспектор, заказывая поездку через мобильное приложение. 

Нелегала долго ждать не пришлось. Через пять минут к нам подъехал старенький минивэн. Никаких указателей на то, что это машина такси, нет. За рулем — водитель в преклонном возрасте. Пять километров за несколько рублей, и вот — инспектора показывают ему удостоверение. Водитель хватается за голову:

— Раньше работал на фирму, платил налоги, потом расторг с ней договор. Сейчас езжу для души, чтобы дома не сидеть. В день — заказа четыре. А чтобы хорошо заработать, нужно чуть ли не сутки крутиться. 

Задержанного по-человечески жаль. Впереди — оформление протокола и штраф. Но если строго по фактам: в каком состоянии машина и здоровье 73-летнего водителя, дай бог ему долгих лет, неизвестно. 

Сотрудники налоговой инспекции Бреста выявили нелегального таксиста.

Следующий водитель, которого наняли на стоянке супермаркета, на вид совсем юн. Хорошая машина, на крыше — шашечки. Все как надо. Вот только ни кассового аппарата, ни чеков. Классический бомбила, закамуфлированный под легального таксиста, благо купить плафон на авторынке нынче не проблема. Работает на некое транспортное частное предприятие. Только без чеков за услугу и соответственно гарантии безопасности. 

Заместитель начальника ИМНС по Брестской области — начальник управления оперативных мероприятий Павел Брилевский раскрывает схемы:

— Есть три участника процесса. Водитель, частное предприятие и фирма-диспетчер. Именно ее «бренд» вывешивают на борт машины. Пассажиры думают, что это некий таксопарк, а на самом деле он всего лишь телефонный оператор, у которого есть договоры как с частными транспортными предприятиями, так и с водителями — индивидуальными предпринимателями. Их десятки. 

По сути, те предприятия просто дают водителям «крышу» — право легально заниматься извозом. И не факт, что все фирмы со всей ответственностью проверяют водителя на наличие стажа и даже прав. Тут и ответ, как таксист-перевозчик из резонансной истории оказался лишенным водительского удостоверения. 

Более того, предприятия, которые заключают договоры с водителями, могут предоставлять им пространство для «серых» маневров. Оказывается, можно таксовать и не быть таксистом. Заместитель начальника транспортной инспекции по Брестской области Юрий Костюк говорит о так называемой притворной деятельности, когда один вид услуги подменяет другой:

— Чтобы не проходить раз в полгода техосмотр, не страховать пассажира, словом, как можно меньше тратиться, таксист не оформляется как перевозчик. Он якобы предоставляет нанимателю, то есть по факту пассажиру, услугу по аренде транспорта с экипажем. А это значит, что юридически никто пассажира из пункта А в пункт Б везти не обязан. И в случае аварии соответственно ни о какой компенсации речи быть не может. С начала года транспортная инспекция доказала около 50 таких фактов. Недобросовестные перевозчики платят относительно небольшие штрафы и, несмотря на усилия контролеров, снова выезжают на улицы городов. 

Такое положение дел возмущает легальных таксистов. Например, предприниматель Сергей Карпук в такси долгие годы. Он принимает заказы от фирмы-диспетчера, с которой могут быть связаны и нелегалы, оформившиеся в какой-нибудь транспортной фирме как водители, предоставляющие машину в аренду. А заказчику остается только гадать, кто приедет к нему на вызов: официальный таксист или «серый» перевозчик.

Главное здесь — безопасность пассажиров. Старший инспектор группы по агитации и пропаганде УГАИ УВД Брестского облисполкома Наталия Милюкова говорит о серьезности проблемы:

— Аварий с участием таксистов — десятки. Госавтоинспекция, конечно, не может не выражать обеспокоенность этой тенденцией, ведь еще недавно в службе такси работали опытные водители и ДТП с этими машинами было нонсенсом. 

Еще не так давно услуги такси были лицензируемой деятельностью. И перед тем как таксисту приступить к перевозкам, он пригонял в транспортную инспекцию машину и получал лицензионную карточку, где было прописано, что авто соответствует требованиям. Сегодня ответственность за соблюдение законодательства, норм и требований безопасности возложена непосредственно на самих бизнесменов. Увы, не все частники поступают по совести.

Начальник управления КГК Брестской области Александр Пузик:


— Либерализация бизнеса, в том числе и в сфере пассажирских перевозок, — тенденция позитивная. И никто не говорит, что здесь нужно закручивать гайки. Создаются рабочие места, развивается самозанятость, в бюджет поступают налоги, а услуга такси становится более доступной для населения. Но, конечно, все должны работать в равных условиях. В последние годы стремительно развивались интернет-сервисы, такие как Uber, такси «Максим» и другие. Недобросовестные перевозчики находят пробелы в нормативной базе. Складывается ощущение, что проблема в свое время была упущена. К ее решению сегодня нужен комплексный подход, в том числе и на законодательном уровне.

mityakov@sb.by

Фото автора и УГАИ УВД Брестского облисполкома.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter