«Красный Крест нашел мне брата Гришу...»

Отзовитесь, кто помнит!
В июне 1941 года Иван Григорьевич Лесун (г. Борисов Минской области, д. Углы, ул. Козловского, 16, тел. 78–40–53) служил в военизированной охране аэродрома близ деревни Докудово Крупского района. Отступал вместе с нашими войсками, затем охранял аэродром под Вязьмой, где базировался полк истребительной авиации. Старый солдат вспоминает, как его товарищи латали после бомбежек взлетную полосу, как собирали фрагменты немецких фосфорных бомб. И случилось, что 6 октября 1941–го все самолеты полка, забрав летно–технический персонал, поднялись в воздух. Вскоре же на аэродроме появились немецкие танки.

В оставшейся команде охраны аэродрома было около 20 человек. А с одними винтовками против танков не повоюешь... Может быть, кто–либо из былых сослуживцев, свидетелей или знатоков тех событий отзовется и пришлет весточку ветерану?

* * *

Историю нахождения своей семьи в фашистской неволе рассказал Геннадий Павлович Титов (222640, Минская обл., г. Клецк, ул. Данилова, 37). Родом Титовы с Витебщины — деревня Черкасы Лиозненского района. В конце 1943 года при отступлении немцы сплошь угоняли отсюда мирное население, и в числе многих других семья Титовых оказалась за проволокой концлагеря N 337 «Станция Лесная» близ Барановичей.

Трудоспособных узников отправляли отсюда в Германию, среди них оказался старший брат Владимир Титов 1927 года рождения. А в лагере «Станция Лесная» до июля 1944 года оставались 11–летний Геннадий, его братишка Вилиан 1938 года рождения, а также мать Евдокия Семеновна и тетя Марина Романовна.

Когда при наступлении наших войск охрана лагеря бежала, вспоминает Геннадий Павлович, то люди сами построились в колонну и двинулись в сторону города Слонима. Дошли до деревни Чепелево, а здесь уже бывших узников организованно встречали подводы советских тыловых служб. Люди начали разъезжаться в направлении родных мест. Никаких справок о нахождении в концлагере тогда обычно не выдавали.

Отзовитесь, кто помнит лагерь «Станция Лесная», просит в письме в редакцию бывший малолетний узник.

* * *

Не всегда заметки в рубрике «Отзовитесь, кто помнит!» являют собой только лишь вопросы. Отрадно, что приходит пора сообщать нам и про ответы — называть примеры успешно завершенной поисковой работы.

В прошлом выпуске мы рассказывали об эффективной розыскной деятельности, которую ведет Управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Республики Беларусь (220034, Ф–2, г. Минск; тел./факс 286–80–34). А сегодня есть повод поблагодарить от имени читателей «СБ» Службу розыска Белорусского Красного Креста (220030, г. Минск, ул. К.Маркса, 35; тел./факс 227–67–17). История следующая.

Алексей Леонтьевич Пуховой (223310, Минская обл., г. Березино, ул. Мультана, 51), в прошлом партизан отряда «Победа» бригады им. Щорса, а затем минометчик 578–го стрелкового полка, много лет разыскивал следы своих старших братьев — тоже фронтовиков. Владимир Пуховой пропал без вести в 1944 году в боях на Варшавском направлении, Григорий Пуховой погиб 26 января 1945 года в Восточной Пруссии на нынешней польской территории.

«С 1969 года я писал во многие инстанции: в облвоенкомат города Калининграда, в союзный МИД, в главный армейский архив в городе Подольске... — рассказал нам ветеран. — А последнее мое обращение было сделано в мае 2005 года в Службу розыска Белорусского Красного Креста. И вот недавно я получил по почте цветные фотографии кладбища солдат Советской Армии в городе Эльблонг. В их числе снимок могилы N 212, где на памятнике значится имя: Пуховой Григорий Леонтьевич. Так спустя 60 лет вновь я встретил брата Гришу...

Снимки эти, на которых видно, что кладбище вполне ухоженное, сделали по просьбе белорусской стороны представители Польского Красного Креста. Душевная им благодарность за проявленное участие. И может быть, теперь напишут мне родные и близкие тех советских воинов, которые похоронены в Эльблонге.

А главное, хочу сказать сердечное спасибо всем сотрудникам Службы розыска Белорусского Красного Креста и лично главному специалисту Елене Юрьевне Фалевич за их благородный успешный труд», — завершил свое письмо Алексей Пуховой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter