«Красные звезды»

«Скользящие сквозь времена» (10 треков)CD–обзор ушами Сергея Пукста

«Скользящие сквозь времена» (10 треков)


У меня так и не получилось встретиться с замечательным музыкантом Владимиром Селивановым, поскольку мы играли в свое время на совсем разных площадках и перед разной аудиторией. А группа существует с 1994 года, регулярно в свое время выступая в концертах, чаще на территории России.


И могу сейчас со всей уверенностью заявить: искусство — это когда явление больше, чем его знак. По истории «Звезд» можно пронаблюдать, как идеи патриотизма убедительно трансформировались в поиск себя в этом мире. Поиск, где былая цельность красно–патриотической идеи преломляется сквозь психоделический опыт и сквозь трагически расслаивающиеся миры Владимира Сорокина.


Вроде бы группа должна играть ностальгически грязный среднерусский панк в духе «Гражданской обороны» (к сопоставлению с которой Селиванов сам время от времени с видимым удовольствием подталкивает слушателя). Но это совсем не так.


В пресс–релизе и вовсе сказано про синтез стиля советских ВИА с западными группами. Может, это и верно ухватывает суть того, что делает коллектив, но я, как только вообще вспомню о наших ВИА 70–х, так вздрогну. Хотя нет — было у ВИА довольно привлекательное направление, не разнузданно–ресторанное, а такое аскетически собранное — стиль «тревожная молодость». С «сухим» сольным барабаном. Только стиль этот у «Звезд» достигает максимально агрессивного выражения. Отблески мелодики комсомольских групп и проскакивающая время от времени характерно–«советская» бас–гитара — всего лишь приманка для самых ностальгирующих слушателей. Поскольку, конечно, наши герои исполняют нечто намного более абсурдное и изощренное по музыкальному материалу и глубже по композиторской мысли. Попутно коллектив ломает еще один устойчивый стереотип, отказываясь от классического приема классической панк–группы, — они не делают вид, что не умеют играть. При этом лишая себя всяких видимых ограничений, которые могли бы навсегда пригвоздить группу к какому–то стилистическому направлению. Именно поэтому их можно и нужно слушать.


Начало альбома пропитано не столько философской, сколько очевидно любовной лирикой. Начинается он с относительно несложной песни «Ангел», продолжается многоступенчатой «Моя любовь сильнее» и «Я с тобой» (где замечательна строчка «сияющая сквозь синие кристаллы глаз»). Тут, кстати, не все ровно в плане текста (вызывают некоторые сомнения интонационные и текстовые особенности монолога в середине композиции «Моя любовь сильнее»), но эта неровность возникает от попытки сказать больше, чем возможно.


Группа вообще двигается из запредельных состояний в направлении слушателя. Поэтому тривиальность исключена. Тут не может быть чего–то обычного. Даже очевидная и довольно банальная поп–музыка в исполнении «Звезд» (композиция «Кислота») носит оттенок чего–то глубоко органичного и вынутого из глубин подсознания. Поэтому песни получаются легкими и прочными, как суда викингов. А от легкой небрежности исполнения веет такой внебытийностью, что кажется, музыканты могут с легкостью записать еще альбомов десять.


И ни разу не повториться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter