Пролетевшие дни – не призрак, не мираж

Красные георгины

Из серии «Драмы Ленивого озера»

Не один год я пытался приобрести клубни этого сорта георгин и высадить любимые цветы у себя на усадьбе… Продавцы порой клятвенно обещали, что это именно то, что мне надобно. Да все не получалось. Георгины вырастали мелкими, порой и вовсе иного цвета. Ну, тоже красиво… Да не то.

Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ

Что же такого именно в этих крупных красивых цветах, да еще с лиловым оттенком? Они полностью расцветают в последние дни августа и сопровождают час сентября, когда мы недоумеваем: куда делось лето? Было ли оно вообще? Как успело пролететь, промчаться, что мы и не заметили? И вот тогда крупные красные георгины с лиловым оттенком нам говорят, что именно они собрали все красные дни лета в один букет. Глубокий цвет таких георгин словно говорит, что пролетевшие дни — не призрак, не мираж… А то, что мы его почти не заметили — это уже наши проблемы. Вот такой простой и в то же время философский ответ дают такие цветы на наше искреннее удивление. Отсюда и несколько надменный у них вид.

И вот, кажется, мне повезло. Если не случится ничего неординарного, то в будущем году на моем участке у озера расцветут крупные красные георгины с лиловым оттенком! Нашел именно их! А было вот как...

В один из редких погожих дней минувшего лета поехал на прогулку за озеро в небольшую деревеньку. О таких еще говорят сейчас — уходящая. Школу в этом году закрыли. Поговаривают, что скоро закроют и магазин. Приезжать к старикам будет только автолавка. Здесь большей частью доживают свой век люди, что когда-то остались в домах своих родителей. Им сейчас самим за или под семьдесят. Скорее всего, сама деревенька не исчезнет. Место у озера уж больно красивое. Уже сейчас видно, как некоторые из детей этих стариков пытаются обновить или подготовить под дачи деревянные строения. Но об активной, а тем более трудовой жизни населения, говорить не приходится.

Мне любопытно наблюдать за такими местами. И вот, проезжая тем теплым утром по сельской дороге, я вдруг остановился. Не поверил глазам своим. У калитки одного из домов огромным кустом росли те самые георгины. Крупные! Яркие! Сочные и совсем не грустные. Попытался войти во двор, да не получилось. К тому же напомнил о своем существовании небольшой пес. Решил, что хозяев нет дома, и собрался навестить их вечером после работы. 

Однако когда возвращался с другого конца деревни, заметил мужчину, косившего картофляник на своей усадьбе. Спросил у него о соседях из дома с георгинами. «Да дома они, — услышал в ответ. — Просто плохо слышат. Немолодые уже. Сильнее надо стучаться». 

Так и сделал. Собака залаяла вовсю, и наконец сенцы отворились и вышла худощавая пожилая хозяйка. 

Познакомились. Анастасия Степановна оказалась приветливой, хотя и не очень разговорчивой женщиной. До той поры, пока не затронул, как оказалось, сокровенное. Сказал, что очень люблю такие георгины и хотел бы следующей весной купить у нее клубни. Немолодая хозяйка, казалось, сама расцвела. Заговорила. И тогда, сидя с ней на лавке, услышал непростую историю. 

Петр жил в соседней деревне. Познакомились они на танцах. Рослый, смуглый и несколько застенчивый парень ей понравился. Редко, но стали встречаться. Все-таки работы в те дни было полно. И вот в конце августа на одно из свиданий Петр неожиданно пришел с огромным букетом крупных георгин. Робко признался в любви и рассказал о своих намерениях. Да разве мог он предположить…

Хотя лето и кончалось, вода в озере была теплой. Внуки соседки Варвары назавтра должны были уехать и готовиться к школе. Решили напоследок покупаться. Брат с младшей сестрой прибежали к озеру. Девчонка не заметила, как не рассчитала силы и заплыла слишком далеко. Стала тонуть и звать брата на помощь. Петр, оказавшийся на берегу, увидел барахтавшихся ребятишек. Бросился спасать. Девчонку довольно легко вытащил на берег. А вот с пареньком оказалось труднее. И все же Петр сумел как-то и его подтолкнуть на мель, но сам обессилел. Не хватило, как потом говорили, ему какого-то метра. Его вытащили прибежавшие мужики. Спасти парня не удалось. К вечеру о случившемся знала вся деревня. Узнала и Настя... Потеряла сознание. От пережитого вся высохла. Так и осталась на всю жизнь худенькой и молчаливой. 

Вышла замуж потом тоже за неплохого парня. Работящего. Вырастили сына и дочь. Уже есть внуки. Но разве можно забыть георгины, что в тот вечер принес Петр?

Встретился взглядом с Анастасией Степановной. В ее светло-синих глазах давно уже нет вселенской боли, что пронзила когда-то при известии о смерти возлюбленного. Но в них накопилось столько всякого от житейских невзгод и забот, что не передать словами. Глядел на нее, сидящую на лавке неподалеку от куста красных георгин, и не верил, что такой красивой может быть пожилая женщина, проведшая свой век в нелегких крестьянских трудах. 

Анастасия Степановна попросила подождать ее и пошла в дом за ножом. На крыльцо вышел в спортивных штанах и майке-безрукавке ее муж. Все это время, как я заметил, он наблюдал в окно из-за занавески за нами, сидящими на скамейке у ворот. 

Мне показалось, что во взгляде его не было даже любопытства — о чем незнакомец разговаривает с его супругой. Он выглядел просто уставшим от труда и болезней. И мне стало его почему-то очень жаль.

Анастасия Степановна нарезала мне большой букет георгин, которые росли еще и в палисаднике. Обещала, что обязательно сохранит зимой клубни. «Погреб у нас хороший», — обозначил себя наконец и хозяин дома. 

Я обещал приехать к ним весной. «Только не вздумайте везти деньги», — бросила она вслед, когда я уже усаживался на велосипед. Показалось, что муж ее при этих словах укоризненно посмотрел на хозяйку. 

Накануне прошел хороший дождь. Песок на сельской дороге был плотным, и шины моего колесного друга скользили легко и весело. Нетрудно было держать руль одной рукой. В другой — букет. 

Утро торопилось перейти в светлый день, а внучка, допоздна засиживаясь вечером у компьютера, все еще спала. И я решил сделать ей сюрприз. Поставил цветы в большую вазу, а ее расположил на стуле. Его же придвинул к кровати внучки. Она еще подросток, но умеет радоваться красоте и ценить ее. К слову, ее тоже зовут Настей. Подумал: пусть ее жизнь будет более счастливой и светлой, чем у хозяйки дома, у калитки которого и в палисаднике растут крупные красные георгины. С лиловым оттенком.

Если повезет, то на следующий год мои любимые цветы с философским намеком заполыхают и в нашей усадьбе.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter