В Минске завершился X Международный фестиваль театров кукол

Красноречие кукол

Вчера в Минске завершился юбилейный, уже X Международный фестиваль театров кукол. Стилистическая и эмоциональная амплитуда спектаклей в этом году оказалась широка. Впрочем, как всегда: от камерных детских спектаклей до размашистых психоделических полотен. «Стараемся, создаем настроение!» — могли бы повторить режиссеры фестивальных спектаклей вслед за товарищем Огурцовым из «Карнавальной ночи».

Чукча — не писатель, чукча — «игратель»

Фольклорными чукотскими мотивами пронизан спектакль «Умка» витебского театра «Лялька» в постановке художественного руководителя Виктора Климчука. Несмотря на то что сюжет хорошо известен по советской мультипликационной дилогии, Виктору Климчуку удалось создать обаятельное зрелище. Детский израильский спектакль «Портняжка» группы The Train Theater — добротное представление выходного дня для семейного просмотра. Сыгранное артистами из Zero Conducta (Барселона) представление «Быстро, но не слишком» больше походило на хореографическую постановку, нежели кукольную. Почти все гостевые спектакли этого года призывали как следует умилиться этому миру.

Три сестрицы под окном...

Минский областной театр кукол «Батлейка» из Молодечно представил на премьеру «Сестры Грайи», созданную Евгением Корнягом на основе мифов Древней Греции. В этом спектакле режиссер пошел еще дальше в смысле расширения своего собственного театрального языка. Если в «Интервью с ведьмами» или «Бетоне» зритель мог ухватиться за юмор или иронию по поводу гендерных стереотипов, то «Сестры Грайи» — это голый, местами пугающий, гипнотический сюрреализм. Спектакль, рассчитанный на камерность, несколько потерялся в большом зале театра кукол, но все равно произвел на зрителей и гостей должный эффект. Публика искупала бесстрашных молодечненских артистов в заслуженных овациях.

«Сестры Грайи»

Что в лоб, что по лбу

Худрук Гродненского областного театра кукол, лауреат Национальной театральной премии Олег Жюгжда показал на фестивале свою новую работу — «Золоченые лбы» по сказкам Бориса Шергина. Получилось остроумно, изобретательно и вдохновенно. Каждую секунду в «Золоченых лбах» что–то происходит, не перестаешь удивляться фантазии режиссера и его художника Ларисы Микиной–Прободяк. Гродненские актеры Василий Прободяк и Людмила Павловская существуют в ритмичном сценическом дуэте.

«Золоченые лбы»
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРа

Игру с тенями и светом, темой жизни и смерти зрители обнаружили в спектакле из Ирана «И он сказал...» театральной группы Ariya. Специфические восточные мифологемы у иранцев воплощены достоверно и подробно, с определенной долей пафоса. В спектакле много белого цвета, и как–то сразу вспоминаешь, что именно белый — цвет смерти. Если иранское кино смело заходит на территорию юмора и самоиронии, то иранский театр, по–моему, еще нет.

Все дело в Капелюше?

Художественный руководитель фестиваля Алексей Лелявский вынес на самый гуманный суд в мире — зрительский — две своих новых работы, поставленные в санкт–петербургском независимом театре–студии Karlsson Haus: «Биография» и Wanted Hamlet.

«Биография» — ироничный парафраз для взрослых на тему известной сказки Андерсена «Гадкий утенок». Неуютный казенный мир спектакля талантливо создан известным питерским художником Эмилем Капелюшем. Лелявский не боится здесь не совсем изящных жестов или чересчур эмоционального исполнения песен под гитару. Один из монологов щедро изобилует ненормативной лексикой, и это только придает остроты и боли спектаклю.

Великолепный ансамбль артистов Натальи Слащевой, Анатолия Гущина и лауреата премий «Золотая маска» и «Золотой софит» Михаила Шеломенцева работает точно, экономно, сдержанно. Никакого нажима на материал, книксена перед зрителем. Резким контрастом к происходящему идут возвышенные стихи Арсения Тарковского, Константина Бальмонта или горькие строки свердловчанина Бориса Рыжего, не вынесшего «невыносимой легкости бытия» и повесившегося в 26 лет. Его предсмертная записка была лаконичной: «Я всех любил. Без дураков».

Все театры фестивальной программы получили свои заслуженные дипломы участников: лучших по номинациям на форуме не определяют, чтобы не вносить смуту. Подразумевается, что в Минск и так из года в год приезжают лучшие из лучших.

МНЕНИЕ ХУДОЖНИКА

Главный художник Белорусского государственного театра кукол Татьяна Нерсисян, получившая в 2016 году премию «Золотая маска» за работу художника в спектакле «Толстая тетрадь» в Пермском театре кукол, считает, что именно личность режиссера, а не мода и конъюнктура создают лицо театра:

— Я думаю, у нас выросло свое новое интересное поколение режиссеров — Александр Янушкевич, Игорь Казаков, Евгений Корняг, Юрий Диваков... Они берут интересную драматургию и по–своему воплощают ее. Может быть, кукольный театр сегодня иногда опережает наш драматический из–за того, что у него больше формальных возможностей, которыми можно удивить зрителя. Приходя сегодня в кукольный, мы точно знаем, что увидим во всех смыслах новое искусство.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Известный театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент Белорусской государственной академии искусств Татьяна Ратобыльская, живущая в Германии, сравнивает ситуацию в белорусском кукольном театре с европейской:

— На самом деле белорусский кукольный театр, я думаю, даже не понимает, в каком привилегированном положении он сегодня работает. Нигде на Западе нет стационарных кукольных театров, финансируемых государством, имеющих собственные здания и постоянные труппы. На Западе в основном кукольные театры кочевые. Это или сезонные предприятия, или семейные. Театр марионеток в Дюссельдорфе — скорее единичный случай, исключение из правил.

Как результат этого подхода я вижу расцвет режиссерской мысли в наших спектаклях. Мы видим не только талантливые постановки для детей, но и премьеры по Купале, Шергину, Короткевичу... А раньше — и по Чехову, и по Шекспиру! По сложной мировой литературе!

Фестивалем воспитано новое поколение, которое готово воспринимать самый новаторский язык, быть чутким к новой эстетике. Если вы меня спрашиваете, что такое современный театральный сюрреализм — я отправлю вас на спектакль «Сестры Грайи» Евгения Корняга. Ничего подобного я не видела в Германии. А сколько юмора и поэзии у Алексея Лелявского в спектакле «Биография»! Видна четкая художественная мысль, усиленная продуманной технологичностью современного театра.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter