«На контроле Президента»: калийная отрасль

Красное золото страны

Шахтеры — одна из самых высокооплачиваемых профессий в стране. Но даже за немалые деньги очень немногие решаются провести полжизни под землей. Съемочная группа специального проекта Агентства теленовостей, вышедшего в эфире канала «Беларусь 1», провела день с горняками «Беларуськалия». И выяснила перспективы развития калийной отрасли.


Сегодня основной поставщик калийной руды — Старобинское месторождение. К слову, оно одно из крупнейших и глубоких в мире. За красным золотом шахтеры ежедневно спускаются порой на глубину до километра. С 1961 года здесь не прекращается промышленная добыча, строятся рудники. Сейчас их пять, в этом году началось строительство шестого — Дарасинского. Заместитель главного инженера ОАО «Беларуськалий» Дмитрий Барбиков поясняет:

— Рудник планируется использовать не менее 50 лет, первую руду рассчитываем получить до 2027 года.

К этому времени понадобится 200 специалистов, в перспективе трудоустроить до 800 человек. Здесь будут добывать около 8 миллионов тонн руды в год, что значительно пополнит общую копилку. В июне 2017-го горняки выдали полуторамиллиардную тонну руды — историческое событие для страны. Это более 300 миллионов тонн готовых удобрений! Главный инженер «Беларуськалия» Игорь Подлесный вспоминает:

— Миллиард мы добыли за 50 лет, а следующие полмиллиарда — за 10. Когда смотришь на эти цифры, понимаешь, сколь сумасшедшая динамика. Практически по 5 миллионов добычи ежемесячно — это серьезно.


Краснослободский рудник открывали в 2009 году в присутствии Главы государства. Тогда под землей еще мало что было. Зная, насколько тяжела работа горняков, Президент тогда поручил не тянуться за объемами ради красивых цифр. И даже в непростые времена по достоинству оценивать работу тех, кто решается спуститься под землю:

— Те, кто покупает удобрения, думают, что это просто так, легко добывается: пришел, начерпал ковшом на поверхности, в вагоны загрузил и повез. Нет, это сложный процесс, работа на тысячу метров под землей, это большие затраты. Сегодня покупатели насторожились и ждут, когда мы сбросим цены и будем продавать калийные удобрения в убыток. Но этого не будет. Цена на калийные удобрения должна быть достойной, чтобы мы могли работать рентабельно. Ни на какие уступки не надо идти. Спрос на калийные удобрения в мире будет всегда, это надо отчетливо понимать.
Подтвержденные промышленные запасы составляют более 7,5 миллиарда тонн, то есть при сегодняшнем объеме добычи мы можем добывать около 200 лет. Существуют еще запасы, которые будут подтверждаться дополнительными геологическими изучениями, — еще более 20 миллиардов тонн, или еще около 500 лет.
Пройдя несколько пиков падения цен, калийщики снова видят светлое будущее: спрос на продукцию растет. Беларусь уверенно увеличивает калийные мощности. По предварительным данным Международной ассоциации производителей удобрений, «Беларуськалий» по итогам прошлого года занял второе место в мире по объему производства, впереди нас только канадцы. В 2018-м в Солигорске выпустили более 12 миллионов тонн хлоркалия. А Белорусская калийная компания (именно через нее принимаются все стратегические решения в отрасли, в том числе и ценовые) и вовсе стала мировым лидером в экспорте удобрений.

География продаж из года в год разнится. Бывает до 140 стран-покупателей. Урожаи без наших удобрений не собирают ни в Бразилии, ни в Китае. Это, к слову, основные приверженцы минералов, «сделанных в Беларуси». В тройке лидеров еще и Индия. Однако без новинок на мировом рынке долго не продержаться. К концу года «Беларуськалий» готов предложить продукт, который раньше не выпускал, — бесхлорные калийные удобрения, без которых сложно представить хорошие урожаи, например, картофеля. Раньше их приходилось закупать, теперь сможем производить сами. Новый завод — совместный проект «Беларуськалия» и китайской компании Migao — разместился на базе 4-го рудоуправления. Поставки, кроме внутреннего потребления, планируют наладить в страны ЕС, Россию и Турцию.


Весьма перспективное и Петриковское месторождение калийных солей. По оценкам геологов, его запасы — чуть менее двух миллиардов тонн. Открыли его в 60-х, разведку провели в 70-х, затем почти на полвека работы прекратились. Теперь «Беларуськалий» взялся за месторождение основательно. Петриковский ГОК — крупнейший инвестиционный проект компании. Около 5 лет назад здесь, на площадке, находился только камень с памятной табличкой. Сейчас же это десятки объектов, многие из которых практически готовы к запуску. «Беларуськалий» вложил в комплекс весь свой более чем полувековой опыт. В планах добывать не менее 8 миллионов тонн руды и производить из нее около 1,5 миллиона тонн удобрений. Кстати, порода здесь залегает глубже, чем в Солигорске — местами более чем на километр под землей.

Но есть и вторая сторона медали. Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Хмель говорит:

— Мы должны понимать, что перспектива увеличения добычи влечет за собой увеличение отходов — тех самых гор, которые находятся в Солигорске.

А они местами до 160 метров высотой! Об этой местной достопримечательности уже пишут и в туристических путеводителях, правда, с отметкой «доступ запрещен». Сегодня в мире около 70 калийных предприятий, каждый год они добавляют нашей планете почти 100 миллионов тонн отходов. Перерабатывать их пока не научились.

Один из вариантов (его уже начали применять по всему миру, в том числе и в Беларуси) — вернуть часть отходов обратно в недра. Процедура очень дорогая, а потому непопулярная, лишь около 10% отработанной руды возвращается в землю. В небольших количествах этой солью посыпают дороги зимой. Причем не только наши: почти 1 миллион тонн отходов 4-го рудоуправления в прошлом году продали в Россию. Между тем солигорские горы уже перешагнули миллиардную отметку. А вскоре такие пейзажи возникнут и под Любанью и Петриковом.

…Кузницей для кадров калийной отрасли являются Солигорский колледж и факультет горного дела БНТУ. С этого года университет вошел в Международный центр компетенций под эгидой ЮНЕСКО — это признание белорусского диплома на международном уровне. Спрос на профессию растет: набрали уже более 70 первокурсников. Половина из них из Петриковского района — с прицелом на реальную перспективу трудо­устройства. Новую динамику отмечает и декан факультета горного дела и инженерной экологии БНТУ Андрей Кологривко:

— Если раньше на направление «Подземные горные работы» у нас был набор 10 человек, сейчас группа 25 — 30 человек. И все ребята полностью распределяются, заявок в полтора раза больше, чем выпускников.

А через несколько лет на карте Беларуси появится новый индустриальный гигант — Нежинский ГОК и обогатительная фабрика. Калийный комплекс возводит «Славкалий». В 2015 году Президент обратил внимание, что эта масштабная новостройка должна способствовать стремительному развитию всего Любанского района. И поручил полностью пересмотреть генплан развития города. Сейчас параллельно с проходческими работами уже прокладывают водопровод, прорубают артезианские скважины, которые в том числе будут снабжать город чистой водой, приступают к строительству железнодорожных путей. Нежинский ГОК планирует стать очень серьезным игроком. А потому, предостерегает Президент, нельзя допустить внутренней конкуренции:

— Нам очень важно, чтобы мы склеили отношения «Славкалия» с Белорусской калийной компанией и на рынок вы выходили согласованно. После того как мы введем Нежинский комбинат и после того как введем на Припяти, мы займем практически первое место по добыче калийных удобрений в мире. То есть у нас будет возможность диктовать условия реализации. Хотелось бы уже сейчас начинать в этом направлении работать, как когда-то мы с вами договаривались.

И работа кипит, подтверждает менеджер проекта «Проходка шахтных стволов» Нежинского ГОК Михаэль Нирман:

— Круглосуточно и без выходных. К апрелю 2022-го планируем завершить все подземные работы. Сейчас мы на глубине 326 метров, позже пойдем еще глубже — до 700. Пока мы тюбингуем, то есть укрепляем, стволы: вода ни в коем случае не должна попасть в шахту. Перенимать опыт к нам уже приезжают со всего мира: из Америки, Канады, Австралии и Африки. То, что мы делаем сегодня, — это будущее калийной промышленности.
К концу года «Беларуськалий» готов предложить продукт, который раньше не выпускал, — бесхлорные калийные удобрения, без которых сложно представить хорошие урожаи, например, картофеля. Раньше их приходилось закупать, теперь сможем производить сами.
Фото БЕЛТА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter