Профессор БГТУ Сергей Рассадин был в числе разработчиков наших главных символов

Красное солнце, зеленое поле

ВЧЕРА на торжественной церемонии вступления в должность вновь избранного Президента Александра Лукашенко неизменными атрибутами знаменательного события были Конституция, Государственные флаг и герб. Это символы суверенитета и независимости. Нашу символику знает мир, с ней ассоциируется Беларусь. Через какие перипетии она прошла, как менялась в независимой республике, рассказал профессор кафедры истории и  политологии Белорусского государственного технологического университета Сергей РАССАДИН, который был в числе разработчиков современных Государственных флага и герба страны.   

— Сергей Евгеньевич, признаюсь честно: всю жизнь считал, что красный флаг — детище большевиков.

— Отнюдь. Красный символ встречался в истории разных народов на протяжении многих веков и  ассоциировался с такими важнейшими  понятиями, как огонь, жизнь, кровь, служил одним из атрибутов высокого общественного положения и власти. В Древнем Риме на багряный плащ  в исключительных случаях имел право триумфатор-полководец и постоянно — цезарь. Почитаем Библию. На Иисуса перед распятием надели багряницу, которая после Воскресения стала ассоциироваться с вечной жизнью Христа.

— Он же был и первым флагом Беларуси?

— В первой Конституции, принятой в 1919 году, флаг описывается следующим образом: «Прямоугольное красное (пунцовое) полотнище с золотыми буквами в верхнем угле около древка «С.С.Р.Б.» или надписью «Социалистическая Советская Республика Беларусь». Согласно Конституции 1927 года, Беларусь стала называться Белорусской Советской Социалистической Республикой (БССР). Это новое название было размещено в верхнем левом углу флага. Через десять лет флаг украсили серп и молот, а также пятиконечная звезда. В 1951 году появился многоцветный флаг, долгие годы служивший символом БССР и ставший прообразом современного. 

— Потом были «бел-чырвона-белы» сцяг и «Пагоня», которые народ не принял. 

— Они использовались белорусскими коллаборационистами во время войны, да и не отражали нашей ментальности. Белорусам ближе мирные символы — красное солнце, зеленое поле. Воин с мечом, как бы кто ни говорил, все же знак войны. Поэтому Президент в 1995 году вынес на референдум вопрос о смене символики, и большинство людей его поддержало.

— Почему важна преемственность символики?

— В 1991 году не создавалось новое государство, а было переименовано существовавшее с 1 января 1919 года. Это — та же самая страна, которая в 1945-м была в числе государств—основателей ООН, в нее мы «по новой» не вступали. То есть Республика Беларусь стала продолжательницей БССР. Изучение общественного мнения также показывало, что основная масса народа хочет вернуть близкие ей по душе символы. Требовалась лишь их некоторая корректировка с учетом современных реалий.

— Начнем с орнамента. 


— Белорусская традиционная вышивка — красными нитками по белой ткани. А на флаге БССР было все наоборот. Поэтому решили восстановить историческую правду. В основу орнамента на Государственном флаге положен узор «Восходящее солнце», вытканный на полотенце в 1917 году крестьянкой деревни Костелище Сенненского района Матреной Маркевич. В орнаменте флага — символы земледелия: ромбы, древнейшие графические вариации которых известны археологам по находкам на территории Беларуси. Серп и молот, отражавшие идеи коммунистической партии, канули в лету: наше государство позиционирует себя как плюралистическое. 

— У Государственного герба Республики Беларусь также есть своя история. 

— Основой первого герба ССРБ — БССР был Государственный герб РСФСР. Он состоял из изображенных на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, окруженных венком из колосьев с надписью: «Социалистическая Советская Республика Белоруссия; Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Затем вносились некоторые изменения. В 1927 году девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» появился на четырех языках — белорусском, русском, польском и идиш. Через десять лет  ржаные колоски стали толще, серп и молот — серебряными. В 1938-м исчезли девизы на польском языке и идише, венок стал представлять собой колосья ржи, переплетенные льном. 1958 год — последний раз уточнялись слова «пралетарыі» и «яднайцеся». 1981-й — серп и молот стали золотыми.

— Как и в ситуации с флагом, советский герб в независимой Беларуси требовал обновления?

— На нем также было изжившее себя изображение серпа и молота. Устарела и надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». А вот красную звезду я предложил оставить, хотя собирались ее убрать. Но я настоял. Это символ, с которым у народа  много связано, в том числе и победа над фашистской Германией, в войне с которой Беларусь понесла самые тяжелые жертвы. Тем более что это не чисто большевистский атрибут.

— А мы-то, рожденные в СССР, полагали…

— Он, как и символ креста, восходит к глубокой древности. В православии звезда символизирует пять ран самого Спасителя.  В иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля есть икона «Преображение Иисуса Христа», написанная Андреем Рублевым. На ней Христос изображен как раз на фоне пятиконечной звезды.

— Убрать из герба серп и молот просто. Но чем заменить?

— В центр герба предлагались такие символы нашей страны, как аист и зубр. Но они живут и в других странах. Родилась идея  разместить на фоне лучей восходящего солнца изображение географического контура Беларуси в ее нынешних государственных границах. Кстати, географически точный контур белорусской земли на Государственном гербе полностью соответствует по смыслу ее стилизованному ромбическому изображению на нашем собственном Государственном флаге. Тождественность обоих этих государственных символов очевидна. В гербе также  изображение солнца, крестообразный символ которого во флажном орнаменте находится в неразрывном единстве с ромбическим знаком земли. Причем мы, разработчики, специально не добивались смыслового соответствия обновленного герба архаическому национальному орнаменту.  Но, по-видимому, проявил себя глубоко заложенный в подсознании архетип,  в результате самый младший по возрасту символ практически совпал с наидревнейшим.

— Народ на референдуме поддержал обновление государственной символики. А как проявилось это на бытовом уровне?

— Примерно через год после плебисцита я увидел, как молодые люди шли с футбольного матча. У них были шарфики, флаги, майки с государственной атрибутикой. Тогда понял: людям по душе обновленные символы страны.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter