Чехословацкая марка Jawa отмечает в этом году 90-летие

Красная машина

Есть ли среди наших читателей люди, которые помнят, что были вот такие мотоциклы, которые называли то «пеналом», то «бананом» и «белкой»? Или, может быть, вы предпочитали «люкс», «супер» или, простите, «обрубок»? Если помните эти прозвища — народные, народные! — значит, при СССР вы были уже достаточно взрослым мальчиком (именно мальчиком: да простят меня феминистки, девочки за рулем мотоциклов тогда встречались крайне редко, хотя, конечно, встречались), чтобы ездить на мотоцикле Jawa и гордиться тем, что в вашей семье есть такой крутой и красный зверь. Чехословацкая марка отмечает в этом году 90-летие. Сразу отвечу на вопрос, которым многие сейчас задались: «Ява» жива, хотя и не так популярна, как в прежние времена. Живее всех живых она в гонках по спидвею: российская сборная, например, как и десятилетия назад, соревнуется на «Явах». И вряд ли это сила привычки, скорее все-таки показатель надежности. В самой Чехии охотно подтверждают: в спидвее и спидвее на льду «Явам» нет равных, и напоминают, что многократные чемпионы мира Барри Бриггс, Айвен Мейджер и Оле Ольсен побеждали именно на «Явах».
Менее охотно, но тоже подтверждают: у знаменитого мотоцикла немецкие корни. Хотя красный мотоцикл — явление, конечно, чехословацкое, а потом чешское, обязанное своим рождением талантливому инженеру Франтишеку Янечеку. Родившийся в 1878 году, как и многие мальчишки, он с детства интересовался всякими техническими новшествами — благо в то время почти каждый день приносил что-то новое. Сначала окончил Высшую техническую школу, потом год отучился в Высшем техническом училище в Берлине, где талантливого молодого человека заметили и предложили работу. Но Янечек — патриот! — вернулся в Прагу и стал работать конструктором на мануфактуре Kolben. Талант заметили и здесь, и в 23 года Франтишек возглавил филиал Kolben в Голландии и стал учиться в политехническом институте в Делфте. Карьерный рост оказался стремительным, но Янечеку, у которого уже было несколько десятков патентов, хотелось иметь собственное дело. В 1922 году он открыл фабрику по производству оружия. Но опоздал: Первая мировая война закончилась, спрос на оружие падал, крупный контракт, на который начинающий промышленник возлагал большие надежды, ушел прямо из-под носа. Что делать? «А не заняться ли производством швейных машинок?» — подумал Янечек, но тут пришла неожиданная новость, изменившая его жизнь. Немецкая компания Wanderer продавала лицензию и оборудование для производства мотоцикла Wanderer 500cc. Недолго думая, Янечек сделал покупку, ему хотелось иметь собственное дело, он был талантливым инженером и верил в себя, а что производить — оружие, швейные машинки или мотоциклы — было неважно. Так появился бренд (хотя, конечно, в то время еще никто не называл это брендом) Jawa — Janecek-Wanderer.
Модель Jawa Villiers 175 вытеснила с рынка практически всех конкурентов. До войны было продано 27.525 мотоциклов — слава «Явы» росла с каждой продажей.
Первые мотоциклы Jawa 500 OHV новой марки — красные с желтыми декоративными полосками — показали в Париже в 1929 году. Успеха не случилось: в то время в Чехословакии производили мотоциклы 21 марки, а первая Jawa, стоившая почти как автомобиль, успехом не пользовалась. Талантливый инженер Янечек оказался еще и талантливым (важно, что и самокритичным) менеджером и пригласил на завод английского инженера Уильяма Патчетта. Вот он и создал ту «Яву», которую сейчас все знают: простой легкий двухтактный мотоцикл с характерной для всех последующих моделей рамой. И — о чудо! — модель Jawa Villiers 175 вытеснила с рынка практически всех конкурентов. Двухтактные были дешевле, до войны их продали 27.525 штук — слава «Явы» росла с каждой продажей. 

Когда в 1938 году Чехословакию оккупировала Германия, завод Jawa был конфискован новой администрацией и стал работать на войну: производил детали для военной техники и занимался ее ремонтом. «Работайте, а я ухожу», — сказал Франтишек Янечек и вскоре умер. 

Но разработка новых мотоциклов продолжилась, и к концу 1944 года были готовы две новые модели Jawa 250 и Jawa 350 — у них была задняя подвеска свечного типа, как на немецких мотоциклах DKW, которые ремонтировались как раз на этом заводе. Так что мирное время «Ява» встретила подготовленной — сборка моделей довоенного производства началась в 1945 году, а на следующий год в Парижском автосалоне триумфально прошла мировая премьера модели Jawa 250, которую за мягкий ход прозвали Perak («пружинящая»). В Париже ей присудили золотую медаль. В 1948 году выпустили и двухцилиндровую Jawa 350. Считается, что с этих двух моделей началась современная история бренда. Без сомнения, славная: в 1960-х Чехословакия экспортировала «Яву» в 120 стран мира, в 1970 году завод выпускал ежедневно 360 мотоциклов, в 1980-х выпустили почти 3 миллиона штук. 

После распада социалистического блока для «Явы», как и для многих других, настали сложные времена — прежнюю славу бренд так и не смог вернуть. Но многие помнят эти красные машины. И ностальгируют — не столько по безвозвратно ушедшим временам, сколько по улетевшей с ними молодости. Во всех смыслах красной. 

К СВЕДЕНИЮ 

12 сентября в Доме книги «Светоч» в 16.00 пройдет творческая встреча с журналистом и писателем Инессой Плескачевской. Разговор на ней пойдет и об изданной в прошлом году книге «Исторические прогулки с Франциском Скориной», и об экспедиции с огнем II Европейских игр на Монблан, и о завершении проекта «Без железного занавеса», и о новых книгах и новых проектах. Ждем всех по адресу: г. Минск, пр-т Победителей, 11.

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter