В мире происходит серьезный кризис политики безопасности

Красная черта все ближе

За последний год можно наблюдать, как происходит серьезный кризис политики мировой безопасности. Остается весьма нестабильным Ближний Восток, не удается урегулировать ситуацию на востоке Украины, да и глобально ощущается, что мир подходит к так называемой красной черте. А заступить за нее, имея такое количество ядерного оружия, будет настоящей катастрофой. И главное здесь, что та основа, на которой заложена архитектура безопасности, рушится с невероятной скоростью.


Сейчас всерьез возникает угроза выхода двух основных ядерных держав — России и Соединенных Штатов — из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД). Он, к слову, был подписан в таком уже далеком 1987 году между СССР и США.

Конечно, за эти годы геополитические расклады полностью поменялись, но договор худо–бедно работал. Справедливости ради подчеркну, что Москва и Вашингтон регулярно обменивались взаимными обвинениями о несоблюдении своих обязательств. Но в конце октября этого года именно Дональд Трамп все–таки официально объявил, что США готовы навсегда распрощаться с соглашением. С одной стороны, тогда это делалось во время промежуточных выборов, чтобы получить дополнительную поддержку, а с другой — стало понятно, что вопрос об ДРСМД становится приоритетным для внешней политики Белого дома.

Теперь же на заседании министров иностранных дел НАТО в Брюсселе госсекретарь США Майк Помпео сделал весьма громкое заявление о том, что его страна покинет договор, «если в течение 60 дней Россия не вернется к взятым на себя обязательствам». По его словам, во время «переходного периода» Соединенные Штаты не будут производить, испытывать и размещать ракеты, которые попадают под действие договора. Москва же, со своей стороны, заявляет, что неукоснительно соблюдает положения данного соглашения и, как отметил Владимир Путин, против его аннулирования.

Что касается НАТО в целом, то там уверяют, что готовы к конструктивному диалогу, однако альянс все–таки рассматривает варианты возможного прекращения действия договора.

Так что же означает сложившаяся ситуация и какие будут последствия?

В первую очередь это сильный удар по всей системе соглашений, которые ограничивают ядерные вооружения. Безусловно, с обеих сторон, к сожалению, может начаться очередная гонка вооружений, а также создание новых ракетных комплексов, которые ограничивал ДРСМД. Помимо этого, скорее всего, не будет продлен в 2021 году Договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ–3). А это уже практически крах многолетней системы контроля над вооружениями. В итоге мы приходим к тому, что старая система отчасти недееспособна, а новая — еще не создана.

Возможно, именно сейчас наступает период, когда основным геополитическим игрокам необходимо садиться за стол переговоров и как минимум обсуждать имеющиеся проблемы. И здесь белорусская инициатива о запуске новой переговорной площадки наподобие «Хельсинкского процесса» звучит все актуальнее...

bakun@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter