Продюсеры картины Игорь Угольников и Федор Бондарчук – создатели масштабных фильмов о Великой Отечественной войне, имевших успех у зрителя, «Брестская крепость» и «Сталинград» – называют «Батальонъ» «первой картиной российского производства, посвященной Первой мировой войне».
По сути, это верно, зритель впервые так глубоко окунается в ад этой «забытой» войны, в ее грязь, копоть, газовые атаки, разброд и шатание армии после Февральской революции. Действие фильма происходит под Сморгонью, на белорусской земле, и главное в том, что зритель оказывается в совершенно необычной для той войны среде: женский батальон, сформированный из представительниц самых разных сословий. Да, было и такое весной 1917 года в России – после революции, когда император уже отрекся от престола, а на фронте шли братания солдат с немцами. Вот тогда по приказу Временного правительства и был создан женский «батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкаревой, русской крестьянки, избравшей своим призванием служение Отечеству. Керенский лично поставил задачу – будучи на передовой, поднять боевой дух армии.
Фильм завораживает зрителя – режиссура Дмитрия Месхиева убедительна и достоверна, хотя на экране происходят невероятные вещи с точки зрения нашего «далека». Фильм основан на архивных документах, над которыми авторы всерьез потрудились.
– Работать над фильмом было сложно, – сказал на пресс-конференции Дмитрий Месхиев, – вы видите на экране и стену огня, и огромное количество взрывов. Но основная сложность заключалась в том, что нам предстояло научить воевать героинь, пришедших в батальон, естественно, не обладая никакими навыками, и актрис, исполняющих их роли. Снимали в основном поздней осенью и ранней весной при температуре от нуля до трех градусов, девушкам приходилось ползать в грязи, бегать с винтовками наперевес. В кадре постоянно находились до 150 человек массовки, и в первые дни, признаюсь, я молился, чтобы каждая пробежала по своей траектории, чтобы, падая, они не поранили друг друга штыками.
Актрисы вторят режиссеру. Мария Кожевникова, сыгравшая графиню Татищеву, готовилась к съемкам в течение нескольких месяцев, читала исторические материалы, смотрела видео и имела право голоса на внесение поправок в сценарий. Валерия Шкирандо рассказала, что профессионально освоила пулемет «Максим», а на съемках постоянно помнила о том, что, несмотря на все трудности, прототипам их героинь приходилось несравнимо труднее. Ирина Рахманова рассказала об экстремальном погружении в съемки, так как приехала позднее других и буквально получила приказ: «Падай, ползи! Почему не ползешь?!» Ярчайший образ создала в картине белорусская актриса Яна Малинчик. А Мария Аронова, сыгравшая главную героиню, так отозвалась о своем персонаже: «Бочкарева близка мне силой своей, верой в то, что делает. Она была очень строгим человеком, исключала в батальоне любые любовные интриги. Думаю, она была несчастной женщиной и, если бы имела детей, скорее всего, в армию не пошла бы». Так или иначе, все актрисы признались, что съемки во многом изменили их. А несколько девушек из массовки стали профессиональными каскадерами и уже участвуют в этом качестве в других картинах.
Был ли смысл в пусть и героической, но гибели женщин? «Если бы девушки не пошли на фронт, в ходе Первой мировой, наверное, ничего бы не изменилось, – говорит Дмитрий Месхиев. – Но для нас было важно рассказать об их подвиге, о любви к Родине, об их порыве. И я убежден, что наш фильм дает прямой ответ сомневающимся. В финале картины солдаты, олицетворявшие тот самый «разброд и шатание» в армии, побежали с криком «ура!» на немцев – батальон выполнил свою задачу, и иных смыслов там быть не могло».
Репортаж с красной дорожки
Из-за огромного количества приглашенных кинотеатр заполнился на час позже запланированного времени. Наконец, когда все собрались, на сцену вышли главные герои вечера. Режиссер Дмитрий Месхиев в первую очередь дал слово министру культуры Владимиру Мединскому, который поблагодарил всех создателей картины и отметил, что «планировалось выпустить картину в прокат в 2014-м, к столетию Первой мировой войны, но по ряду причин этого не произошло. Фильм вышел позже и благодаря этому приобрел иное звучание. Это картина о том, что история должна нас чему-то учить».
Как рассказали создатели фильма, работа над «Батальоном» продолжалась два долгих и трудных года, но это того стоило: фильм получился по-настоящему глубоким и захватывающим. «Батальонъ» уже успел стать одним из самых ожидаемых отечественных фильмов последнего времени, наверное, благодаря изложенной в нем исторической правде. На кадрах кинохроники, включенных в фильм, тот самый женский батальон муштруют, как обычных солдат. «В грязи, в холоде, под дождем и ветром они ползали с винтовками, бегали, месили грязь, условия были очень тяжелые. Они в этих шинельках тоненьких, шейки торчат, так их было жалко... Конечно, только наша женщина на такое способна! Я абсолютно в этом уверен», – говорит режиссер о том, как проходили съемки игровой картины и какие непростые моменты пришлось пережить актрисам.
Суровая правда войны, ошеломляющая своим трагизмом и жестокостью, передана в фильме очень сильно, равнодушных в зале не осталось, после окончания показа многие говорили, что кинолента зацепила их за живое, многие плакали, причем не только впечатлительные барышни и их мамы, но и мужчины были тронуты пронзительностью картины. «Я плакал... Мне неудобно, но я потрясен был некоторыми сценами. Потрясающая игра актеров. Я дилетант в кино, я любитель, но мне кажется, что это один из лучших фильмов сегодняшних дней», – говорит музыкант Сергей Мазаев.
И действительно игру актеров в фильме следует отметить отдельно. Мария Аронова, сыгравшая главную роль, справилась великолепно с задачей – это отмечали после показа и ее коллеги по цеху, и простые зрители. Прекрасно смотрится игра пока еще малоизвестных актрис, в фильме нет лишних, весь актерский состав сыгран и собран как настоящий батальон. Хороший сценарий, режиссерская и актерская работа, а также работа костюмеров и художников, воссоздавших все с исторической достоверностью, сделали кино, которое претендует стать отечественной киноклассикой о Первой мировой войне. Но кроме ценности исторической фильм имеет сейчас и другую ценность, дополнительное звучание – это мотив беззаветной любви к родине, служения ей.
За три самых огненных июльских дня 1917 года женский «батальон смерти» отразил 14 немецких атак. Погибли 30 молодых женщин, еще 70 – ранены. Присягу Временному правительству советская власть им не простила. О них не писали в советских учебниках. Игорь Угольников отметил, что фильмов о Первой мировой войне в России практически не снималось: «Сто лет назад был снят фильм о Первой мировой войне, тогда еще немой. И надо понимать еще, что мы вообще эту войну не знаем. Она является забытой войной». Поэтому фильм «Батальонъ» стал справедливой данью памяти и уважения этим самоотверженным женщинам, чей подвиг был забыт вплоть до сегодняшних дней.
Нина КАТАЕВА, Елена БОЛДЫРЕВА