Требования к товарам легкой промышленности у всех потребителей одинаковы: каждому хотелось бы купить вещь модную, качественную, недорогую и одновременно такую, чтобы не как у соседа. Поэтому, условно говоря, половина покупателей у нас горячо хвалит белорусскую одежду, обувь, ковры и текстиль, а вторая столь же эмоционально высказывает претензии в адрес наших товаров. Точно такая же двойственность наблюдается и в производстве товаров легпрома. С одной стороны, за прошлый год предприятия отрасли показали хорошие результаты, но с другой — стоит признать, что многие из них ныне испытывают экономические сложности.
— В структуре объемов продаж непродовольственных товаров на долю товаров легпрома у нас приходится около 20%. То есть каждый пятый рубль в товарообороте — это одежда, обувь и другие товары, — вкратце обрисовала значимость отрасли для национальной экономики замначальника управления потребительского рынка непродовольственных товаров Минторга Марина Липницкая. По ее словам, в прошлом году предприятиям «Беллегпрома» удалось заметно отыграть минусы предыдущих лет и продажи товаров под маркой «Сделано в Беларуси» на внутреннем рынке увеличились. В стране выросли продажи обуви (на 5,4%), нижнего белья и чулочно–носочных изделий (плюс 1%). В то же время производители трикотажных изделий и верхней одежды продали товаров меньше: соответственно 96,3% и 84,3% к уровню 2014 года.
— Просто рынок товаров легпрома ныне развивается в условиях существенного повышения требований к ассортименту товаров. Покупатель стал грамотным, разборчивым и требовательным, — объяснила причины Марина Липницкая.
Немалой проблемой для отрасли остается и импорт. Хотя в этом смысле явно прослеживается позитив. За прошлый год в страну ввезли товаров на треть меньше, чем в 2014–м. А вот экспорт, по словам зампредседателя концерна «Беллегпром» Николая Рогожника, начал расти. Несмотря на проседание стратегического российского рынка, увеличиваются поставки в новых направлениях. Например, в государства Средней Азии они увеличились в полтора раза.
В Минторге дают стандартные советы, как можно оперативно улучшить ситуацию в легкой промышленности: это и выпуск востребованного на внутреннем и внешнем рынках быстрообновляемого ассортимента товаров, и работа с сетевой торговлей, и кардинальное изменение подходов в работе коммерческих и маркетинговых служб. Однако в ведомстве советуют еще пересмотреть подходы и в части широкой рекламы выпускаемых товаров.
В числе советов фигурирует и такой: активнее сотрудничать с ИП. Впрочем, в этой части, как готов констатировать Николай Рогожник, лед уже тронулся. Предприятия сферы малого бизнеса стали с большим рвением покупать у фабрик одежду и обувь белорусского производства. В январе нынешнего года при пролонгировании всех предыдущих контрактов число новых выросло на 10%. Кстати, пошли в ход и схемы франчайзинга, когда под крылом известного бренда ИП и малые предприятия открывают фирменные магазины.
benko@sb.by
Советская Белоруссия № 44 (24926). Четверг, 10 марта 2016