Предприятия легпрома начали активнее сотрудничать с ИП

Красиво шить не запретишь

Требования к товарам легкой промышленности у всех потребителей одинаковы: каждому хотелось бы купить вещь модную, качественную, недорогую и одновременно такую, чтобы не как у соседа. Поэтому, условно говоря, половина покупателей у нас горячо хвалит белорусскую одежду, обувь, ковры и текстиль, а вторая столь же эмоционально высказывает претензии в адрес наших товаров. Точно такая же двойственность наблюдается и в производстве товаров легпрома. С одной стороны, за прошлый год предприятия отрасли показали хорошие результаты, но с другой — стоит признать, что многие из них ныне испытывают экономические сложности.

Фото БЕЛТА

— В структуре объемов продаж непродовольственных товаров на долю товаров легпрома у нас приходится около 20%. То есть каждый пятый рубль в товарообороте — это одежда, обувь и другие товары, — вкратце обрисовала значимость отрасли для национальной экономики замначальника управления потребительского рынка непродовольственных товаров Минторга Марина Липницкая. По ее словам, в прошлом году предприятиям «Беллегпрома» удалось заметно отыграть минусы предыдущих лет и продажи товаров под маркой «Сделано в Беларуси» на внутреннем рынке увеличились. В стране выросли продажи обуви (на 5,4%), нижнего белья и чулочно–носочных изделий (плюс 1%). В то же время производители трикотажных изделий и верхней одежды продали товаров меньше: соответственно 96,3% и 84,3% к уровню 2014 года.

— Просто рынок товаров легпрома ныне развивается в условиях существенного повышения требований к ассортименту товаров. Покупатель стал грамотным, разборчивым и требовательным, — объяснила причины Марина Липницкая.

Фото с презентации новых моделей одежды «Трикотажторг».
Фото Александра СТАДУБА.

На недавнем итоговом совете концерна «Беллегпром» были озвучены цифры: по итогам прошлого года прибыль от реализации продукции составила 166%, рентабельность продаж — 10,8%, вырос и размер полученной чистой прибыли. Вместе с тем проблем у предприятий предостаточно. Так, товарные запасы в розничной торговой сети по верхней одежде обеспечивают торговлю более чем на пять месяцев, трикотажным изделиям и обуви — на 4 месяца, чулочно–носочным изделиям — на три, нижнему белью — на 3,5 месяца. Всего остатки одежды и обуви в розничной сети на начало года составили 4 трлн рублей. Добавьте к этому еще и серьезную закредитованность отдельных швейных фабрик, и становится понятно, почему число убыточных предприятий в легкой промышленности так велико. Их сегодня насчитывается около 60. Правда, в этом моменте стоит сделать важную поправку: иные предприятия попали в число аутсайдеров за счет курсовых разниц.

Немалой проблемой для отрасли остается и импорт. Хотя в этом смысле явно прослеживается позитив. За прошлый год в страну ввезли товаров на треть меньше, чем в 2014–м. А вот экспорт, по словам зампредседателя концерна «Беллегпром» Николая Рогожника, начал расти. Несмотря на проседание стратегического российского рынка, увеличиваются поставки в новых направлениях. Например, в государства Средней Азии они увеличились в полтора раза.

В Минторге дают стандартные советы, как можно оперативно улучшить ситуацию в легкой промышленности: это и выпуск востребованного на внутреннем и внешнем рынках быстрообновляемого ассортимента товаров, и работа с сетевой торговлей, и кардинальное изменение подходов в работе коммерческих и маркетинговых служб. Однако в ведомстве советуют еще пересмотреть подходы и в части широкой рекламы выпускаемых товаров.

В числе советов фигурирует и такой: активнее сотрудничать с ИП. Впрочем, в этой части, как готов констатировать Николай Рогожник, лед уже тронулся. Предприятия сферы малого бизнеса стали с большим рвением покупать у фабрик одежду и обувь белорусского производства. В январе нынешнего года при пролонгировании всех предыдущих контрактов число новых выросло на 10%. Кстати, пошли в ход и схемы франчайзинга, когда под крылом известного бренда ИП и малые предприятия открывают фирменные магазины.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 44 (24926). Четверг, 10 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter