Красиво шить не запретишь

Белорусский легпром не претендует на включение в зону с низкой добавленной стоимостью Тот факт, что самые именитые бренды отшивают свои коллекции одежды на белорусских предприятиях, безусловно, вызывает чувство гордости. Но это далеко не предмет мечтаний специалистов отрасли. «А зачем нам здесь зарубежные компании, тот же «Адидас», если есть свои производители, которые нуждаются в расширении мощностей?..» — спрашивает председатель концерна «Беллегпром» Геннадий Вырко. Его опасения понятны: сегодня западные производители размещают заказы здесь, а завтра могут найти рынки, где издержки меньше. «И с чем мы останемся? Со станками и людьми, но без каналов сбыта?» — добавляет глава ведомства. Мировая индустрия моды развивается по вполне прогнозируемым законам. Основные деньги на этом рынке делаются на продаже брендовой одежды, хотя издержки на пошив самих изделий компании стараются минимизировать. И в первую очередь за счет размещения заказов в так называемых зонах с низкой добавленной стоимостью. В свое время такой зоной был Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. Затем интересы привлекла другая «десятка» государств, в числе которых Египет и Пакистан. Сегодня интерес обладателей популярных торговых марок вновь перемещается на европейский континент, прежде всего в его восточную часть. И с учетом этой тенденции понятно, что белорусские швейники без работы точно не останутся. Другое дело, сколько они смогут при этом заработать. «Развивать международные бренды на условиях давальческих никакого смысла нет, — считает Геннадий Вырко. – Это, по сути, экспорт рабочей силы за небольшие деньги. И никакой благодетель с Запада не будет стремиться к зарплате в тысячу долларов в месяц»... На снимке: швея Юлия САФРОНОВА. Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Белорусский легпром не претендует на включение в зону с низкой добавленной стоимостью

Тот факт, что самые именитые бренды отшивают свои коллекции одежды на белорусских предприятиях, безусловно, вызывает чувство гордости. Но это далеко не предмет мечтаний специалистов отрасли. «А зачем нам здесь зарубежные компании, тот же «Адидас», если есть свои производители, которые нуждаются в расширении мощностей?..» — спрашивает председатель концерна «Беллегпром» Геннадий Вырко. Его опасения понятны: сегодня западные производители размещают заказы здесь, а завтра могут найти рынки, где издержки меньше. «И с чем мы останемся? Со станками и людьми, но без каналов сбыта?» — добавляет глава ведомства.

Мировая индустрия моды развивается по вполне прогнозируемым законам. Основные деньги на этом рынке делаются на продаже брендовой одежды, хотя издержки на пошив самих изделий компании стараются минимизировать. И в первую очередь за счет размещения заказов в так называемых зонах с низкой добавленной стоимостью. В свое время такой зоной был Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. Затем интересы привлекла другая «десятка» государств, в числе которых Египет и Пакистан. Сегодня интерес обладателей популярных торговых марок вновь перемещается на европейский континент, прежде всего в его восточную часть. И с учетом этой тенденции понятно, что белорусские швейники без работы точно не останутся. Другое дело, сколько они смогут при этом заработать. «Развивать международные бренды на условиях давальческих никакого смысла нет, — считает Геннадий Вырко. – Это, по сути, экспорт рабочей силы за небольшие деньги. И никакой благодетель с Запада не будет стремиться к зарплате в тысячу долларов в месяц».

К тому же схема пошива одежды на условиях зарубежных давальцев становится все менее интересной в условиях, когда «монстрам» белорусского легпрома уже не хватает собственных мощностей, чтобы выполнять все заказы. Например, СП ЗАО «Милавица» на протяжении последних лет через покупку акций вошло в собственники небольших швейных предприятий по всей Беларуси – в Дзержинске, Мостах, Молодечно и других городах. По такому пути идут и на ОАО «Моготекс»: в свое время на предприятии так активно боролись с кризисом, что объем привлеченных заказов на пошив изделий намного превысил технические возможности. Сначала пришлось «поделиться» с коллегами, а потом нашли более надежный способ: открывать собственные цеха в белорусских регионах. Первой ласточкой стала производственная площадка в Быхове, где сегодня обеспечены работой 40 человек. В ближайших планах руководства – организовать вторую смену и набрать дополнительно такое же количество работников. Кстати, средняя зарплата в мае здесь ожидается на уровне 1440 тыс. рублей, при том, что этот показатель по промышленности Могилевской области составляет 1383 тыс., а в Быховском районе – не превышает 1 млн. рублей. Так что выгода для региона очевидна.

«Мы сегодня крупнейший производитель тканей в Европе, — рассказывает генеральный директор ОАО «Моготекс» Виктор Матиевич. – И для нас важно развивать такое направление, как пошив готовых изделий, здесь мы видим хорошую добавленную стоимость». Сегодня предприятие предлагает заказчикам форменную и специальную одежду, а также домашний текстиль, но при этом используется только 5 % производимой ткани. Эту долю можно и нужно наращивать, считают на предприятии. Причем здесь замахиваются ни много ни мало на пошив одежды сегмента «люкс». Откуда идея? Нельзя не упомянуть, что за последние 2 года в техперевооружение предприятия вложено около 57 млрд. рублей, благодаря чему создана производственная база, которая позволяет предложить рынку качественный продукт. «Ведущие европейские компании покупают у нас ткань, чтобы предложить ее производителям одежды уже под своей маркой», — поясняет Виктор Матиевич. Из могилевской ткани шьют костюмы для отдыха, горно-лыжные костюмы, куртки… Такую производственную цепочку планируется организовать на самом предприятии. «Мы подумываем о том, чтобы купить известный зарубежный бренд, это более простой путь, — уточняет детали генеральный директор ОАО «Моготекс». – Смелая идея? Я думаю, что смелые планы – самые реальные». Не исключено, что результаты реализации этих планов можно будет оценить уже к концу этого года.

В целом белорусские текстильщики производят в год столько ткани, что ею можно обернуть по экватору весь земной шар. И только 10—12 % от этого объема перерабатывается отечественными швейниками. Проблем у ряда предприятий отечественной текстильной отрасли, конечно, хватает, они всем хорошо известны. В ближайшие 5 лет, в соответствии с комплексной программой развития легпрома, именно сюда будут направлены основные инвестиции. Объем вложений предварительно оценивается примерно в 2 трлн. рублей. Какой может быть отдача, показывает пример того же ОАО «Моготекс», который не испытывает проблем со сбытом продукции. Более того, может себе позволить уходить на более доходные рынки. В прошлом году могилевское предприятие поставило в страны дальнего зарубежья 7—8 % от всего объема экспорта. В планах на этот год – 12—15 %, а через два года – до 30 %. «Мы видим, что в Европе уменьшается количество производителей текстиля, есть сложности и в Юго-Восточной Азии, — поясняет Виктор Матиевич. – И с нашим мощным современным оборудованием мы сегодня становимся привлекательными для многих компаний, которые работают на рынке текстиля».

«Хорошо, если через 5 лет мы будем сами перерабатывать около половины производимой ткани, — делится планами председатель концерна «Беллегпром». – В Турции, например, этот показатель доходит до 80 %». При этом объемы выпуска текстиля тоже должны вырасти: на Оршанском льнокомбинате – в 2,2 раза, на «Камволе» — более чем в 3 раза. Уже сегодня у белорусских предприятий есть такие автоматизированные линии, в которые можно заправить рулон ткани, а на выходе получить упакованные салфетки. Но вопросов у швейных предприятий отрасли к текстильщикам еще очень много. В том числе по качеству ткани, ассортименту, уменьшению объемов партий. Поэтому и вкладываются деньги в переоснащение. «Например, на «Витебских коврах» установили новое оборудование – и сегодня продукция уходит мимо склада, только объемы наращивай», — поясняет Геннадий Вырко. А критерий эффективности – все та же добавленная стоимость. На витебском предприятии уже пришли к показателю в 60 тысяч долларов в год на одно рабочее место (для сравнения: в Европе – 80 тысяч). Соответственно, и уровень средней зарплаты по предприятиям отрасли может отличаться в разы. Вот и весь экономический расклад.

На снимке: швейный участок.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter