Оплата комбайнеров зависит от качества сданного зерна

Красивая рапсодия

Завершив уборку рапса, в КСУП “Больтишки” Вороновского района сразу же перегнали технику на поле с озимой пшеницей. Работают шесть экипажей. Люди опытные и ответственные, понимают серьезность ситуации, поэтому трудятся с полной самоотдачей.

Комбайнер КСУП “Больтишки” Станислав Гришко с помощником Виктором Тубилевичем.
Фото автора

— Работаем так: с утра ожидаем, пока подсохнет поле, а после обеда идем жать. Комбайны, как легковые машины, гоняем с одного места на другое, чтобы до дождя успеть намолотить хотя бы несколько десятков тонн. Стараемся сделать хоть какой-то запас для зерносушильного комплекса, чтобы он в ненастную погоду не простаивал, — рассказывает главный агроном Виталий Ненартович. — Тем не менее в нынешнем году урожай рапса почти на уровне прошлого года — 41,5 центнера с гектара. Теперь убираем озимую пшеницу белорусского сорта “ядвіся”. Она вся пойдет на выполнение госзаказа. Урожайность невысока. Если посмотреть на солому, то, казалось бы, на круг должны получать под 80 центнеров. А собираем лишь 35. Ближе к середине поля, в низине, где было больше влаги, сыплет лучше, по краям, на возвышенности засушило. Зерно щуплое. На семена засевали элитные участки. Но получили далеко не то, что хотели. Теперь придется часть посевного материала покупать. 

Интересуюсь у комбайнера Станислава Гришко — а у него это 16-я уборочная, — чем нынешняя отличается от предыдущих?

— В первую очередь урожайностью, — отвечает хлебороб. — Из-за этого, конечно, и настроение не то. От количества намолоченного зерна в основном зависит моя заработная плата. Естественно, охота побольше заработать денег. Зимой такой зарплаты не будет. Сколько всего получится за сезон, не знаю. Но что более тысячи — точно. 

Главный агроном поясняет, что по две тысячи рублей за уборочную кампанию должны получить все комбайнеры. Оплата их труда зависит не только от выданных из бункера тонн, но и некоторых других показателей — качества, классности, стажа. По его словам, расценки подняты на 20 процентов. В зависимости от качественных показателей они поделены на “хорошую”, “удовлетворительную” и “неудовлетворительную”. В первом случае оплата за тонну зерна будет рубль 60 копеек, в последнем — только 22 копейки. Это здорово подстегивает людей. Пока только у одного экипажа была удовлетворительная оценка, остальные работают “на хорошо”. 

Что касается экономической составляющей нынешней страды, она, увы, не впечатляет. Виталий Ненартович поясняет:

— Ни один год у нас не было фосфора в достатке, а ныне все культуры получили полную его дозу. Затраты понесли немалые, в озимую пшеницу вложили много денег, а результат не оправдал ожиданий. Должны были получить как минимум 50 центнеров с гектара, а пока выходит значительно меньше. Экономисты позже подсчитают себестоимость продукции. Будет хорошо, если останемся в плюсе, а вполне можем уйти в минус. На затраты необходимо отнести все минеральные удобрения, ядохимикаты, фунгициды, гербициды, семена, заработную плату людей. 

gil@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter