Накануне Дня военно-воздушных сил наш корреспондент заступила на службу в 50-ю смешанную авиабазу

Красавец Ил, как ты мне мил!

Майор Сергей Подуздиков показывает мне нюансы управления вертолетом Ми-8 на комплексном тренажере. В кабине знакомит со штурвалом, педалями и ручкой «шаг-газ». На первый взгляд, освоить три органа управления вертолетом — плевое дело. На практике это задача со звездочкой. Руки и ноги постоянно путаются, мозг отказывается выстраивать причинно-следственные связи. Лишь спустя 20 минут упорных занятий успешно вошла в правый поворот. Вдохновленный мини-победой,  Сергей Подуздиков передает управление в мои руки. Вижу, как майор отпускает штурвал, чувствую, что педали теперь под моим контролем. Не справляюсь: вертолет начинает гоняться за собственным хвостом.  К тому же заходим в зону тумана. В голове зреет мысль: мы упадем. Мы. Упадем…

Введение в службу

…Накануне Дня военно-воздушных сил я на один день стала в красивые ряды пилотов 50-й смешанной авиационной базы в Мачулищах. Испытала на себе радости и трудности жизни летчика, научилась отличать крен от тангажа, пилотировала Ми-8. Ну почти. Будем считать, что занятия на тренажере тоже идут в зачет. Ведь военнослужащие отмечают: здесь более чувствительные датчики и органы управления.

— Задачи 50-й смешанной авиабазы достаточно разнообразные. Основные — боевое дежурство по противовоздушной обороне и поисково-спасательное обеспечение. Наш экипаж также обеспечивает высокую мобильность Вооруженных Сил Республики Беларусь, — перечисляет командир Андрей Лукьянович. — Плотно работаем с силами специальных операций и подразделениями оперативных командований в плане их перевозки и десантирования. Наша авиация активно используется в ходе различных учений, начиная от ротных и заканчивая совместными стратегическими. Летчики авиабазы показывают отличные результаты и на международной арене, например в играх «Авиадартс». Кстати, для участия в них в среду в аэропорт Рязань улетело шесть наших экипажей. С 2016 года мы не возвращались без медалей. В этот раз тоже есть все шансы.

На вооружении у воинской части десятки летательных аппаратов, сотни средств автомобильной и специальной техники. В следующем году парк пополнится и новыми вертолетами Ми-25. В скором времени обновятся и авиационные средства поражения — хорошо себя зарекомендовали ракеты 9М120 «Атака».

Личный состав «полтинника» (так просто и по-родному называют 50-ю смешанную авиабазу) в основном состоит из военнослужащих по контракту. В небольшом количестве — солдаты-срочники. Летную подготовку на территории «пятидесятки» проходят и десять курсантов Военной академии. Я, как пополнение, начинаю свою службу с получения формы и изучения самолета — музея воинской славы. Это снятый с полетов и переоборудованный Ан-26. Кроме экспонатов, ценно и прошлое самолета: он прошел девять лет афганской войны. Нюансы его истории всплывают до сих пор.

— На экскурсии в самолет-музей приезжают и ветераны войны в Афганистане. В один из дней на борт зашел седовласый мужчина, говорит: «Я перегонял этот самолет из Союза сюда», — рассказывает о памятной встрече заместитель командира авиационной эскадрильи по идеологической работе Андрей Пучко. — Я удивился и даже слегка засомневался: Ан-26 перекрашен, в салоне — музей, начинка во многом другая. Как можно узнать этот самолет?.. Спросил бортовой номер у ветерана, и он без раздумий правильно ответил. Столько лет прошло, а пилот помнит.

В кабине Ил-76 не могу оторвать взгляда от высотного пейзажа: теперь понимаю, почему летчики болеют небом.

Армагеддон по местному заказу

Безопасно и без потерь отточить свое мастерство пилот может на трех тренажерах. Чтобы понять сложность их устройства, достаточно посмотреть на стойки с блоками — высокие и длинные металлические «шкафы». Для их технического обслуживания в составе части — шесть военнослужащих. Раз в месяц на определенном тренажере проходят регламентные работы. Представьте: сотни блоков на одной стойке… Все по отдельности вынимаются и обслуживаются.

В моем распоряжении оказались комплексные авиационные тренажеры вертолетов Ми-8 и Ми-24. Выбрать из двух оказалось непросто: манил каждый. Все же габаритный Ми-8 впечатлил чуть больше. Мчусь покорять виртуальные авиационные просторы. Меня ждет место второго пилота, расположенное справа. Первый пилот — начальник комплексного тренажера майор Сергей Подуздиков. Перед взлетом внимательно рассматриваю кабину. Это же мечта любого ребенка! Максимально точная имитация приборов, органов управления, создаются даже шум и вибрация. Довершают это великолепие три огромных экрана — два боковых и один центральный. Даже повернув голову, тренировочного пункта не вижу. Создается ощущение, что передо мной аэродром во всей его красе. Плюс ко всему во время полета по запросу пилота могут задать практически любые погодные условия: дождь, туман, снег, обледенение. Армагеддон по местному заказу, не иначе.

Ежедневно пилоты получают летное задание. Своими наблюдениями делится разведчик погоды, штатный метеоролог, о состоянии здоровья пилотов докладывает медик.

Ставлю ноги на педали. Нажав на них, смогу развернуть Ми-8 соответственно вправо или влево. Левой рукой нахожу ручку «шаг-газ», к которой прибегнем во время взлета, посадки и набора скорости. Правой крепко держу штурвал. Он создаст наклоны: вправо и влево — крен, вперед и назад — тангаж. Кажется, моя готовность на максимальном уровне.

— Чтобы взлететь, нажмите на кнопку «шаг-газ» и плавно, медленно поднимайте вверх. Будем взлетать! — отдает команду майор.

Точно следую указаниям. И вижу, как мы отрываемся от взлетной полосы. Все-таки люди тоже могут парить, как птицы.

— Теперь разберемся с приборами. Барометр измеряет высоту полета, авиагоризонт показывает наше положение относительно горизонта, положительный и отрицательный тангаж, с прибором скорости все и так понятно, — перечисляет не очень сложные названия Сергей Подуздиков. Но сразу уместить в голове большое количество терминов трудновато.

В попытке использовать только что прослушанную теорию несколько раз пытаюсь повернуть направо. Плавно, следя за приборами. А это не так-то легко, как кажется… Раз, два, три, четыре. И все, провал. В очередной раз наконец получилось, и я ликовала. Вдохновленный мини-победой, Сергей Подуздиков передает управление в мои руки. Вижу, как майор отпускает штурвал, чувствую, что педали теперь под моим контролем. Не справляюсь: вертолет начинает гоняться за собственным хвостом. Ну что за кошки-мышки?.. К тому же заходим в зону тумана. В голове зреет мысль: мы упадем. Мы. Упадем…

— Не дрейфь, пилот! — приободряет майор. — Не так резко. Успокойся. И вперед.

Вдох-выдох. Вдох-выдох. Кажется, за время полета у меня появились седые волосы, а я забыла, как дышать. Но самое удивительное — потеряла ощущение, что передо мной тренажер.

— Потому что настоящим вертолетом не управляли, — с ходу выдает причину пилот со стажем — начальник штаба вертолетной эскадрильи Игорь Антипорук. Его налет — более 500 часов. Боевая птица — вертолет Ми-24. — Разница между тренажером и реальным летательным аппаратом прежде всего в ощущениях.

Квалифицированные летчики начинают выстраивать в голове связь между органами управления и движением воздушного судна еще во время учебы. На службу приходят уже грамотными специалистами. Хотя, признаются, полету учишься каждый день.

— Небо меня не отпускает, как я могу быть кем-то, кроме пилота? — искренне удивляется моему вопросу Игорь Антипорук.

В самолете — музее воинской славы особое место занимает знамя 50-го отдельного смешанного авиационного полка, который впоследствии преобразовался в нынешнюю авиабазу. На постоянной основе здесь проходят экскурсии.

Красавец Ил-76

Летчики живут в небе, период, когда находятся на земле, — это лишь перерыв между полетами. Иначе к службе не относятся. Интересно, что воздушный транспорт они сменяют на двухколесный — на территории «полтинника» более сотни велосипедов.

Ежедневно пилоты получают летное задание. Они собираются в «стекляшке» — так местные называют зал с большим количеством окон. Своими наблюдениями делится пилот-разведчик. Он загодя первым поднимается в небо. Штатный метеоролог оповещает, чего ждать от небесной канцелярии, а медик отчитывается о состоянии здоровья пилотов. Затем экипажи расходятся по своим летательным аппаратам. «Р» достался красавец Ил-76 — самый большой самолет в нашей стране. Он предназначен для транспортировки техники и грузов различного назначения. Его длина — более 46 метров, вес пустого самолета — 88 500 килограммов. Неплох малыш! Пилотировать будет командир части Андрей Лукьянович. Его налет — более 4000 часов, имеет высшую летную квалификацию — военный летчик-снайпер.

Командир 50-й смешанной авиабазы Андрей Лукьянович провел в воздухе более 4000 часов. Небом заразил и сына, он тоже пилот.

На условном втором этаже самолета обустроена кабина экипажа. Это шесть человек. Один из них остается внизу следить за грузом. В кабине два пилота, штурман, связист и техник.

Тишину в кабине Ил-76 разрывает звук заводящегося мотора. Секунда — гул нарастает. Понимаю: скоро взлет. Это мой первый выход в небо. Поэтому впиваюсь пальцами в свое место. Не от страха — просто не знаю, чего ожидать. Невольно торможу ногами. Несколько минут — и мы в воздухе. Набираем высоту… Виднеются горизонт и местные красоты. Теперь понимаю, почему пилоты болеют небом. Кажется, в бескрайние виды безнадежно влюбилась и я. Восторг. Безотрывно и жадно смотрю в иллюминаторы. Думаю лишь об одном: надеюсь, в небе мы будем долго. В наушниках слышу: высота — 600 метров. Вспоминаю, что это хороший показатель для десантирования. Кстати, Ил-76 достаточно часто используют именно для этой цели.

Шум и вибрация в самолете мне непривычны. Чтобы ослабить давление на уши, Андрей Пучко предлагает карамельку. Помогло. Полет длился около 30 минут. Их было достаточно, чтобы подхватить распространенную в этих местах болезнь — жажду неба.

Ваш диагноз — пилот

Командир Андрей Лукьянович — преподаватель, активно практикующий пилот, летающий на всех имеющихся на авиабазе видах самолетов. Небом заразил и старшего сына — он тоже на высоте.

— Думаю, у Лукьяновичей вырастет еще не один летчик, — с улыбкой и гордостью за сына отмечает командир.

Знакомая для местных практика: солдаты-срочники остаются в части на контракт. Как шутит командир, с авиабазы невозможно уйти, не полюбив небо.

— Конечно, прельщают и хорошие условия. Например, в 2015 году весь летный состав обеспечили жильем в новом многоквартирном доме. Также за последние полтора года было сдано три дома более чем на 600 квартир. Недавно у нас прошли массовые новоселья. Кроме того, есть два общежития. Обеспечены мы и детскими дошкольными учреждениями, открываются новые детсады. Есть возможность бесплатного медицинского обслуживания.

Недавно в часть пришла выпускница Военной академии Инесса Колужинко. За ней — техническое обслуживание комплексных авиационных тренажеров. Поэтому достаточно прагматична. Ее муж — пилот, по натуре — романтик.

— Однажды во время его практики мы летали вместе. Мне нравится небо. Но у него к полетам совсем другое чувство. Вот люди говорят «болеет небом», но не понимают, что это такое. Он живет полетами, ему это жизненно необходимо. Зимой, когда расписание становится свободнее, он грустный, раздражительный, угрюмый. Ждет, предвкушает, когда снова сможет «пропасть» в небе. Там совершенно другая жизнь, — с пониманием рассказывает Инесса Колужинко.

Пилот не только романтичен, но и устойчив ко всем стрессам и погодным условиям, отмечает капитан Игорь Пунько:

Капитан Игорь Пунько: «Мы проходим серьезнейшую подготовку, поэтому все сложности для нас — лишь возможное развитие событий. Реагируем на них спокойно: все решаемо».

— Мы проходим серьезнейшую подготовку, поэтому все сложности для нас — лишь возможное развитие событий. Реагируем на них спокойно: все решаемо. Несмотря на то что приходилось летать в разные погодные условия, в том числе в сильный туман и обледенение, паники или страха не было. Не сомневался я и в выбранной профессии. В детстве жил в городе Береза — часто наблюдал полеты самолетов. Решил стать летчиком. На сегодня в профессии более десяти лет, имею около 400 часов налета. И точно знаю: мое место в небе.

tychko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter