Краплёная карта

Редакционный комментарий
У польского истеблишмента есть уникальная «ахиллесова пята» — затаенная грусть по славным средневековым временам, когда Речь Посполита простиралась «от можа до можа». Было такое дело в истории, было. Но в силу разных закономерностей не смогли короли и гетманы удержать под сенью белого орла необъятные земли, а впоследствии Речь пала под ударами более сильных и более хищных соседей...

По идее, те геополитические перипетии должны быть интересны разве что историкам и романистам. Колесо времени назад не вращается. Но время от времени на варшавской авансцене появляются горячие политики, стремящиеся сыграть державную мазурку на самых тонких струнах уязвленного невзгодами и несправедливостями национального сознания. Эти политики вслух грезят о процветании «полонии», о поляках, живущих порой за десять тысяч миль от лесов Подляшья и песчаных дюн Гдыни. Вообще говоря, замечательно, когда родина–мать не забывает своих сыновей. Плохо, когда политиканствующие циники нежно вспоминают о сородичах лишь в случаях саморекламы да при желании замутить водичку.

В которой, как известно, хорошо ловить рыбку.

В прошлом году, когда политическая сеча между противоборствующими партиями достигла апогея, на ломберный столик всепольской дискуссии были выброшены козыри — «Полония»! В хорошем темпе в партийных недрах разработали законопроект о т.н. «карте поляка». Внешне инициатива выглядела безобидно и даже респектабельно. В документе тянулся к солнцу стройный лес хороших слов об этнических поляках, живущих в Украине, Литве, Канаде и США, в Беларуси, тонкой кистью наносились краски про необходимость помочь этим людям культурологически, гуманитарно и даже экономически. Конкретно — вручить им «карту поляка», другими словами, польский паспорт, который хоть не действует на территории Беларуси либо Литвы, зато наделяет счастливца всеми правами гражданина Польши. Если отбросить высокопарную словесную шелуху, то в «сухом остатке» остается голый факт — гражданин иностранного государства наделяется двойным гражданством. Даже если этот человек живет, к примеру, в абсолютно белорусском Столбцовском районе Минской области. Горячая идея варшавских политиков сродни известной истории о Троянском коне. Тем более что в прошлом году из законопроекта она превратилась в закон. А законы, как известно, требуют исполнения.

Так что в Столбцовском районе со дня на день можно ожидать незваных гостей.

Прошлым летом «СБ» писала, что эмиссары польского правительства сделали несколько пробных визитов в Гродненскую область и «явочным порядком» приступили к разъяснению сути «карты поляка».

Но почему все–таки начали с Гродненщины?

Разве здесь полякам хуже, чем, скажем, в соседнем виленском крае?

Нет, не хуже!

Зато вполне понятно, почему эта петрушка направлена именно на Беларусь!

Поляку, чья семья уже 70 лет живет в Канаде, от «варшавской инициативы» ни холодно ни жарко. Разве что станет чуть–чуть приятно — о нем не забывают на родине прадедушки. Не интересует «карта» и некогда польский Львов, и бывший Станислав, ныне Ивано–Франковск. В Украине этнических поляков сегодня очень мало... В Литве, которая вошла в ЕС, все этнические проблемы решаются посредством Брюсселя — тоже нет повода для беспокойств.

Так что для этих и других стран «карта поляка» является лишь экзотикой, точнее, дымовой завесой, которая должна скрыть брутальную атаку на Беларусь.

В Гродненской, Минской, Витебской областях издавна и достаточно компактно проживают люди, считающие себя поляками. Не вдаваясь в особый пафос, настаиваем: во многих поколениях эти люди чувствуют себя обычными гражданами Беларуси и являются патриотами нашей страны. У них ровным счетом нет никаких преимуществ, нет тем более и никакой дискриминации. Нам, во всяком случае, неизвестно ни единого случая, когда бы гражданин страны, ощущающий себя поляком, хоть раз в жизни столкнулся с унижением по национальному признаку. Люди живут, работают, растят детей точно так же, как их соседи по деревне либо подъезду городской квартиры. Те, кто не желает утрачивать связь с польской традицией, костелом, культурой, имеют все возможности, чтобы учить и на польском своих детей, петь польские песни и отмечать праздники католической Пасхи, которая объявлена государственным праздником. Казалось бы, варшавским доброхотам о «полонии» надо радоваться белорусским реалиям. Но нет! Наиболее радикальные политики извлекают из чуланов времен «санитарного кордона» факелы и начинают играть с огоньком! Островецким и лидским жителям ласково нашептывают:

— Не раздумывай, пан, бери «карту поляка». Не надо никакого «Спортлото», тебя ждут сплошные выигрыши. Захочешь отправить детей в любой наш университет — примем! Не захочет твой сын служить в армии, ждем его с распростертыми объятиями. Вообще, на какой пся крэв тебе твой колхоз? Приезжай в Польшу, обеспечим непыльной работой. Будем подбрасывать деньжат, мы ж братья! Чего тебе на этих белорусов оглядываться? Пусть и дальше копошатся, как жуки, на их земле. А ты — пан, ты — поляк, тебе с ними не по пути. Кто ты естес? Поляк малы! Яки знак твой? Ожел бялы! Так что, бери «карту», не раздумывай...

Так или примерно так начинается откровенное совращение. Опытные ловцы душ не только остро играют на чувствах простых людей, но и совсем даже не косвенно настраивают их против соседей, сослуживцев по работе, а в итоге против своей страны.

Мы отнюдь не сгущаем краски!

Но мы уважаем себя и свою страну и не собираемся прятать голову в песок и оглядываться на некую политкорректность!

Любые аргументы вроде того, что «карта поляка», моментально делающая из гражданина Беларуси фактического гражданина иностранного государства, — есть факт гуманный и потому не должен никого волновать, не выдерживают никакой критики. Хотя бы потому, что продвижение «карты» в белорусском направлении противоречит международному праву и является грубейшим вмешательством в жизнь нашего суверенного государства. Совершенно понятно, что фиговый листок «карты» скрывает абсолютно ясное намерение организовать в Беларуси межнациональную рознь и потому чреват тяжелейшим конфликтом. В том числе межконфессиональным.

Есть несколько вопросов, на которые идеологам «карты поляка» невозможно ответить исчерпывающе и честно:

1. Зачем и кому в центре Европы понадобилось разжигать межэтнический костер?

2. Кто дал право противопоставлять поляков белорусам?

3. Насколько законно и морально столь бесцеремонное иностранное вмешательство в жизнь соседнего государства?

4. Кто и почему делает граждан Беларуси, этнических поляков, заложниками крайне сомнительных и опасных политических проектов?

Вряд ли мы получим ответы на эти простые вопросы.

Но логика последствий от внедрения «карты поляка» понятна и без этого. Сначала «данайские дары», затем требование «культурной автономии» в местах компактного проживания поляков, затем, усилиями людей типа Анжелики Борис, проталкивание идеи референдума о присоединении белорусских местностей к Польше. Все это под пропагандистскую пальбу о гонимой «полонии» и попрании прав человека. А также при молчании «либералов» из Парижа и Страсбурга, которые — мы уверены! — глубоко беспокоятся по поводу баскского и корсиканского сепаратизма, проблем франкофонов в Бельгии, конфессиональной поножовщины в Северной Ирландии. Это их пугает, да... Но они по привычке закроют глаза на бесцеремонную попытку новоявленных политтехнологов поджечь Беларусь, уничтожить гражданское согласие, вызвать национальную конфронтацию. Как будто и не было балканской резни, опаснейших межнациональных трений между Румынией и Венгрией, а до этого судетской трагедии. Неужели кое–кому в Варшаве не дают спать лавры Герострата?..

Но наперекор всему в дверь стучится оптимизм: хочется верить, что многовековое добрососедство все же не будет омрачено никакими «картами»! Тем более краплеными. Жизнь ведь не игра...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter