Какие сорта яблонь лучше противостоят болезням

«Крапачу» все по плечу

По результатам конкурса, проведенного Академией наук Беларуси, в десятку лучших результатов в области фундаментальных и прикладных исследований вошла и научная работа селекционеров-плодоводов по созданию уникального гибридного фонда яблони с применением генетико-молекулярных методов, позволяющих в короткие сроки проводить подбор родительских пар для гибридизации, а потом выбор лучших среди их потомков. Из этого фонда выделен и новый сорт яблони «Крапач».

«Крапач».

Плодоводство не зря называют тяжелой промышленностью агропромышленного комплекса. Неплодоносящий сад сводит на нет труд десятилетий. И в то же время при рачительном к нему отношении экономически выгоден: рентабельность доходит до 90%, а то и выше. Если еще лет 25 — 30  назад в садах преобладали «Папировка» (или «Белый налив»), «Штрейфлинг» (он же «Штрифель») и «Антоновка», то сегодня не каждый специалист сразу назовет все новые белорусские сорта. Зоя Козловская, селекционер, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующая лабораторией генетических ресурсов плодовых, орехоплодных культур и винограда РУП «Институт плодоводства» о новинках знает все. А также о том, как рождается тот или иной сорт. Путь этот измеряется не годами, а десятилетиями. Сорт «Крапач» также ее детище. Всего же за 38 лет работы ею создано 32 сорта — 20 яблони, 8 сливы, 3 груши, 1 абрикоса.



— Зоя Аркадьевна, коллекции плодовых, ягодных, орехоплодных культур и винограда РУП «Институт плодоводства» в 2012 году объявлены национальным достоянием и включены в Государственный реестр научных объектов.

— И они — большая ценность для селекции. Не только материальное, но и интеллектуальное достояние страны, резерв наиболее ценных образцов. Наша коллекция — одна из крупнейших в Европе и включает в себя самый северный в Европе фонд грецкого ореха, фундука и винограда. Все наши фонды сохраняются в живом виде в полевых условиях. В саду на площади 20 га высажено по 3 — 6 растений каждого образца.

— С чего же все-таки начинается новый сорт?

— С исходного материала, в геноплазме которого заложена информация о качестве плодов, устойчивости к неблагоприятным факторам среды минувших столетий и другие признаки. Затем создаются пары. Но не все растения наследуют от родителей гены, проявление которых мы хотим видеть в потомстве.

Биология плодовой культуры такова, что на ее воспроизводство и выращивание затрачивается много времени. Чтобы получить взрослую плодоносящую яблоню, надо не менее 8 — 10 лет даже при использовании скороплодных исходных форм. Затем государственное сортоиспытание, на которое уходит еще минимум 8, а максимум 15 лет. А ведь когда-то создание сорта от момента гибридизации и до выхода его в производство занимало 35 — 40 лет. В селекции очень важно как можно раньше отбраковать малоценный материал: в идеале на стадии семян и проростков. Широко применялся и применяется отбор по культурным признакам на первом-втором году жизни, задолго до вступления яблони в плодоношение. Важную роль здесь играют внимательность и интуиция селекционера.


Наблюдаемые во всем мире существенные изменения климата и загрязнение окружающей среды ослабляют иммунные и адаптивные свойства плодовых культур, что приводит к увеличению распространения и вредоносности грибных и бактериальных заболеваний. Поэтому так важна работа по выявлению комплексных доноров, сочетающих высокое качество плодов и устойчивость к определенным болезням, вредителям, природным факторам стресса (перепады температуры воздуха, недостаток влаги, переувлажнение и др.). Это непростая работа. Поэтому мы используем новые методические разработки в области фитопатологических и молекулярно-генетических исследований.

Вначале совместно с лабораторией молекулярных исследований Института генетики и цитологии НАН Беларуси мы адаптировали лучшие мировые методики по ДНК-идентификации отдельных генотипов и генов устойчивости к болезням и вредителям яблони и груши. Сегодня у нас в отделе селекции есть своя ПЦР-лаборатория, позволяющая проводить молекулярно-генетические исследования на плодовых культурах. Есть и группа молодых инициативных сотрудников. Нами уже разработано 560 ДНК-паспортов.  

Применение технологии молекулярных маркеров в селекционном процессе получило название маркер-сопутствующей селекции (marker-assisted selection — MAS). Благодаря ей создан новый гибридный фонд — база для получения генотипов яблони новой генерации, проведена молекулярно-генетическая оценка и выделены новые элитные и перспективные гибриды. Молекулярные маркеры, как и отбор на искусственном инфекционном фоне, — возможность своевременно избавиться от селекционного брака уже на первых этапах.

Скрещивание исходных форм и естественное оплодотворение проходят только в полевых условиях. В пробирках плодовые культуры пока не выращивают. Проведение полевых и лабораторных экспериментов позволило разработать новую схему селекции, по срокам в два раза короче.

— Парша — бич плодоводства. Как тут обстоят дела?

— Сегодня наши иммунологи работают над выявлением новых рас и штаммов многих болезней. Создание сортов с длительной устойчивостью к парше затруднено прежде всего изменчивостью возбудителя и возможным появлением его новых вирулентных штаммов и рас. Да и устойчивые сорта со временем теряют свою неуязвимость. Это заставляет селекционеров постоянно искать новые источники устойчивости и проводить пирамидирование: объединять в одном генотипе несколько генов устойчивости. По такому принципу нами созданы новые гибриды — носители 4 — 5 генов устойчивости к парше. Это очень редко кому удается.

«Аксамiт».

Доказана эффективность использования и старых сортов. Например, «Антоновка обыкновенная» — источник двух генов устойчивости к парше. С ее участием получен ряд устойчивых сортов яблони, включая «Белорусский синап» с высокой полигенной стойкостью к заболеванию. Уникальный в генетическом плане и сорт «Чараўнiца», полученный с участием «Белорусского синапа». В нем есть ген устойчивости к тле, парше и бактериальному раку. Да и плоды великолепно сохраняются до мая. А на основе «Раннего сладкого» создан прекрасный во всех отношениях сверхранний сорт «Елена». Моногеном Rvi6, сдерживающим развитие парши, обладают «Белорусское сладкое», «Поспех», «Имант», «Сябрына», «Память Коваленко», «Дыямент», «Белана», «Дарунак», «Надзейны». И это очень хорошо видно даже в тех садах, где не проводится в полном объеме защита.

«Белана».

— Большая проблема сада — болезни коры древесины, в частности рак.

— Да, пока нет абсолютно иммунных сортов к этим недугам. На протяжении десятка лет мы проводили исследования, и оказалось, что наши сорта наиболее устойчивы к этой грозной болезни. Статистика по проценту поражаемости раком коры и древесины такова: «Заславское» и «Весялина» — 2%, «Елена» — 3, «Антоновка» — 6, «Коваленковское» — 10, «Поспех» — 11%. Импортные сорта на этом фоне выглядят значительно слабее: «Сава» — 20, «Имрус» — 25, «Альва» — 35, «Топаз» — 38, «Фридом» — 51,5 и «Джонафри» — 54,2%.

В результате молекулярного анализа у ряда сортов и гибридов яблони выявлены гены устойчивости к бактериальному ожогу, кровяной тле и мучнистой росе. — Зоя Аркадьевна, чем же так хорош «Крапач»?

«Дыямент».

— Этот сорт яблони создан от скрещивания зимних сортов — чешской «Отавы» и белорусского «Вербнае». Использование технологии молекулярных маркеров позволило провести отбор среди их потомков с качественно новым подходом.

«Крапач» — сорт среднего срока созревания: урожайный (до 30 т/га), зимостойкий, комплексно устойчивый к основным болезням, скороплодный (вступает в товарное плодоношение на второй год после посадки), товарный (93% плодов отличного качества) и крупноплодный (средний вес фрукта — 168 г). И при этом он заметно выигрывает на фоне уже районированных сортов. В годы эпифитотийного развития болезни (2012 — 2018 гг.) у него паршой не поражались ни листья, ни плоды. По многим факторам «Крапач» превосходит не только лучший отечественный аналог «Лучезарное», но и зарубежные — украинский сорт «Слава победителям» и литовский «Ауксис». По сравнению с ними его урожайность выше минимум на 18%, рентабельность же около 133%.

«Крапач» — элитный гибрид. Его использование позволит не только улучшить экологическую обстановку в садах, но и сэкономить средства на химзащиту: достаточно двух профилактических обработок: весной и осенью.

«Елена».

— А откуда у него такое название?

— В старобелорусском языке так называли крепких людей, способных выживать в тяжелых условиях. Крапачи — название и деревушки в Барановичском районе, моей малой родины. Коллектив предложенное мною название поддержал, и оно единогласно было утверждено на ученом совете.

— Какие сорта яблони также получены с использованием комплексной методики?

— «Белана», «Дыямент», «Зорка», «Красавiта», «Нава-вiта», «Сакавiта», «Паланэз», «Аксамiт». Все они закладывают генеративные почки на однолетних побегах и вступают в плодоношение уже на второй год после посадки, высокоустойчивы к парше и филлостикте.

«Аксамiт» — сорт раннего срока созревания, «Паланэз» — среднего. Плоды «Дыямента» прекрасно сохраняются до марта, до апреля долеживают «Зорка» и «Красавiта». До июля не теряют своих качеств «Белана», «Сакавiта» и «Нававiта». Сорта «Красавiта», «Нававiта», «Сакавiта» — универсального назначения. У них очень высокий (56 — 62%) выход сока прямого отжима.

Уникальность этих сортов в том, что их собственная система защиты позволяет возделывать их с наименьшими затратами. В том числе по обработкам.

«Сакавiта».

— Зоя Аркадьевна, какой сорт, подобный «Крапачу», ждать следующим?

— Сейчас в работе новый проект по созданию высокотехнологичного сорта раннего срока созревания. В Беларуси дефицит качественных яблок, созревающих летом. Между тем в структуре занимаемых площадей сорта яблони раннего и среднего сроков созревания должны занимать около 12%. В последнее же время товарные сады закладываются только поздними сортами, обладающими высоким иммунитетом к болезням и очень коротким ювенильным периодом. Раннеспелых сортов с аналогичными характеристиками единицы: «Елена», «Коваленковское», «Мечта», «Папировка» и «Юбиляр». Очень ограничено количество и сортов для приусадебного возделывания. «Народное» и «Орловское полосатое» районированы только по Могилевской области, а «Мелба» сильно поражается паршой.

nvt-09@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter