Кран в доме № 61. Что из него течет?

В редакцию «БН» обратились минчане, живущие по улице Есенина и уже не первый год, по их мнению, страдающие от некачественной воды

«МНОГО лет весь наш район терпеливо ждет, когда же из крана пойдет нормальная вода. Такой, как у нас в Малиновке, нет ни в одном районе города. Пить ее просто невозможно! Вода хлорированная, имеет очень неприятный вкус, после кипячения выпадает практически черный осадок. Чайники меняем каждые три месяца, даже «химия» не справляется с накипью. Кто может себе позволить, пьют бутилированную воду. Но пенсионеры покупать магазинную не могут: пенсия у них примерно 1200 тысяч белорусских рублей, а бутылка воды в магазине — от 5 тысяч. Приходится пожилым людям сначала воду кипятить, а потом кипяченую сутки отстаивать. И так — каждый день. У жильцов всего дома проблемы со здоровьем. Каждый второй живет практически без желчного пузыря — у всех камни от плохой воды! Врачи говорят, что таких случаев по городу больше всего именно в Малиновке, причем с проблемой обращаются даже не пожилые люди, а молодежь и дети. Коммунальщики просто калечат людей!» — уверяют авторы письма, жильцы дома № 61 по улице Есенина (всего — более сорока подписей).

В письме подчеркивается: о проблеме этой знают многие. Но воз не движется с места. Вот и по телевидению прошел сюжет с красноречивым названием: «Мокрое дело», и чиновники из Министерства ЖКХ держат ситуацию на контроле. Но проблема остается.

А свое обращение в «Белорусскую ниву» жители столичного микрорайона Малиновка закончили так: «Просим, разберитесь в этом вопросе! Наш район возлагает на вашу газету большие надежды...»

Заявители в своем письме ссылались на Татьяну Мелешко, заместителя начальника управления коммунального хозяйства и энергетики Министерства ЖКХ, которая, по словам жителей дома № 61 по улице Есенина, считает «воду нормальной и соответствующей всем параметрам». «БН» решила первым делом уточнить, действительно ли Татьяна Мелешко так ответила жильцам? В приемной Министерства ЖКХ нам ответили, что Татьяна Геннадьевна в отпуске, и посоветовали связаться с начальником управления коммунального хозяйства и энергетики Вячеславом Шмидтом. Его комментарий будет позже, но сначала, поскольку дом № 61 относится к территории Московского района столицы, логично было обратиться в администрацию этого района. Что «БН» и сделала. Выяснилось: да, о заявленной проблеме там знают. Своим мнением с «БН» поделился Дмитрий Шимко, начальник отдела городского хозяйства Московского района, который занимался этим вопросом:

— Граждане прислали такое же письмо в Генеральную прокуратуру, откуда было дано указание разобраться Мингорисполкому. По территориальной принадлежности дом — в компетенции нашего отдела. Что мы предприняли для прояснения ситуации? Совместно с КУП «Минскводоканал», которое поставляет эту воду, и специалистами центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья провели необходимые исследования.

27 июня 2012 года в квартирах 222 и 236 дома № 61 по улице Есенина были взяты пробы холодной воды.

Специалистами центра дано следующее заключение: по результатам микробиологического и санитарно-химического исследования пробы холодной воды соответствует санитарным правилам и нормам по запаху, привкусу, цветности, мутности, железу, жесткости, нефтепродукту, остаточному хлору. Общие колиформные бактерии также не превышают допустимую норму. Общее микробное число — в порядке. А это значит, вода пригодна к употреблению.

В своем письме в «БН» заявители сомневаются не только в нормальности воды, которую им приходится регулярно потреблять, но и в том, что в Министерстве ЖКХ видели телевизионный сюжет. Во всяком случае, по мнению жильцов, им до сих пор никто не сказал, когда же вода станет чище? Вроде бы раньше звучали конкретные сроки — 2008-й, 2010-й, потом — 2011-й год. Какой год назовут следующим? Между тем с текущего года в Беларуси начинается уже третий по счету этап реализации госпрограммы «Чистая вода». Она предусматривает, как рассказали на недавней пресс-конференции в Минске представители Министерства ЖКХ, санэпидемслужб, дальнейшее улучшение качества воды, которую потребляют белорусы. Причем как в столице, так и в глубинке. Теперь жильцам дома № 61 по улице Есенина стоит надеяться на то, что уж в очередной этап реализации госпрограммы их проблема разрешится.

— Мы знаем о данном обращении в разные инстанции, — прокомментировал ситуацию по просьбе «БН» Вячеслав Шмидт, начальник управления коммунального хозяйства и энергетики Министерства ЖКХ Республики Беларусь. — Дело в том, что в Минске на сегодня еще остаются три района, получающие воду не из подземных, а из поверхностных источников. В том числе и Московский район, который берет воду из Вилейско-Минской водной системы. (Всего около тридцати процентов столичных потребителей воды получают ее таким образом.) Конечно, хотелось бы поскорее перевести всю столицу на снабжение из подземных источников, но… Заявление жильцов дома № 61 рассматривалось комиссионно. Брались пробы воды. То, что указывалось в обращении, например, наличие черной воды из крана и периодический выход из строя чайников — мягко говоря, преувеличение…

— Иной раз наши граждане, чтобы привлечь внимание к своей, как им видится, актуальной проблеме, гиперболизируют ситуацию, — подключается к обсуждению проблемы Ирина Жевняк, заведующая отделением коммунальной гигиены Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. — Да, подается хлорированная вода, но она вполне безопасна для здоровья!

— В планах есть поэтапный перевод тридцати процентов оставшихся потребителей воды на получение ее из подземных источников. «Минскводоканалом» такая работа будет вестись вплоть до 2015 года. Надеемся, что к тому времени примерно треть из оставшихся 30 процентов уже будет переведена на потребление воды из подземных источников, — пояснил «БН» далее Вячеслав Шмидт.

— А конкретно — дом № 61 по улице Есенина… Когда он будет переведен? — поинтересовалась «БН» у начальника управления коммунального хозяйства и энергетики Министерства ЖКХ.

— На сегодня сказать сложно, когда именно, но такая цель ставится…

По мнению Ирины Жевняк, проблемы с водой в отдельно взятом доме в столице просто… быть не может! В том числе и в Малиновке. Ведь данное строение, то есть дом № 61, не на отшибе и не на острове каком-то находится. Скорее всего, в этом доме жильцы-заявители очень активны — тормошат чиновников, коммунальщиков, вот и попал дом № 61 в орбиту интереса сразу десятка СМИ. Между тем, это вполне обычный дом, который находится в общей системе городского водоснабжения...

— ...И в нем такая же вода, как и у меня в квартире, а живу я в Сухарево, недалеко от авторов данного обращения, — рассуждает Ирина Жевняк. — Правда, это — территория Фрунзенского района, работаю я в Октябрьском, на улице Казинца. И там, и там у меня вода из поверхностного источника. И там, и там пользуюсь водой из-под крана безо всякой опаски.

— Неужто не кипятите, чайники электрические не меняете с непозволительной регулярностью? — спросили мы у специалиста.

— Пью, не очищая, готовлю на ней еду, принимаю ванну и душ, — ответила Ирина Викторовна. — Насчет чайников… Это настолько уж явное, большое преувеличение, поверьте! В тех районах, которые получают воду из поверхностного водозабора, она, наоборот, более мягкая, чем взятая из подземного. Не могут в Малиновке чайники стремительно «обрастать» накипью и выходить из-за этого из строя! Кстати, чтобы приборы не выходили раньше времени из строя, их нужно правильно эксплуатировать. В том числе периодически очищать от накипи.

Ирина Жевняк говорит: по поводу так называемой черной воды в санэпидемслужбу жалоб поступает не так и мало. Причины могут быть разные, скажем, посторонние примеси попадают непосредственно после промывок сетей. Нужно спустить хорошенько эту воду, а не спешить бежать жаловаться и добиваться тщательного исследования, убеждая эмоционально: «Ах, нас отравили плохой водой!»

Специалисты утверждают: на качество непосредственно воды влияет и такой фактор, как регулярное промывание водопроводных внутридомовых сетей. Как и в чайнике, так и в сетях начинается рано или поздно «определенное обрастание». «Вода — живой организм, — подытожила Ирина Жевняк. — С ее участием постоянно проходят невидимые нам, но весьма активные химические процессы…» Кроме того, дому № 61 ведь не сто лет, за которые никто не прикладывал к нему рук, не менял, не прочищал сети. Только в особых, исключительных случаях можно говорить о водной проблеме отдельно взятого дома, считают собеседники «БН»…

Анна ЖУКОВСКАЯ, Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter