Кран преткновения

В Гомеле, Витебске, Вилейке, Солигорске (вполне возможно, где–то еще) на досках объявлений у подъездов домов появились грозные листовки от ЖКХ. Независимо от интерпретаций их смысл таков: кто не установит индивидуальные счетчики воды, тому ее не видать... Нелепая шутка? Перегибы на местах? Да нет...

В Гомеле, Витебске, Вилейке, Солигорске (вполне возможно, где–то еще) на досках объявлений у подъездов домов появились грозные листовки от ЖКХ. Независимо от интерпретаций их смысл таков: кто не установит индивидуальные счетчики воды, тому ее не видать... Нелепая шутка? Перегибы на местах? Да нет...


Отряхнув пыль с правил пользования водопроводом, утвержденных ведомством еще в 1995 году, некоторые чиновники «на местах» от увещеваний устанавливать водомеры перешли к угрозам. Причина такой напористости проста: к 1 января 2009 года коммунальники должны оборудовать 100 процентов квартир и домов приборами учета воды. Время не ждет...


Но все ли средства хороши в достижении, безусловно, важной с точки зрения государства и общества цели? Есть ли законные основания у сотрудников ЖКХ говорить с добросовестными потребителями коммунальных услуг на языке ультиматумов? Ну нельзя же, в самом деле, представить, что в наше время кто-то реально сможет «отключить» гражданина от водопровода. Где же разумная середина?


К сожалению, поговорить лично с ответственными работниками Министерства жилищно–коммунального хозяйства мне не удалось. Недоступны. Пришлось вступить в официальную переписку.


Заместитель министра ЖКХ С.Сушко дважды (по запросу редакции при подготовке материала «Раззудись, плечо, куй, пока горячо?..» («СБ» от 9 сентября) и после в качестве реагирования на выступление газеты) сообщил: «...согласно п. 6.3 правил пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения в городах и поселках предприятие водоканализационного хозяйства имеет право, предварительно предупредив абонента о сроках, прекратить полностью или частично подачу ему воды». По этим правилам, утвержденным приказом Минжилкомхоза без малого 13 лет назад, неустановка счетчиков воды приравнивается к самовольному подключению к коммунальному водопроводу и карается закручиванием вентиля... Может, я утрирую, но получается примерно так: не хотите по–хорошему, получайте санкции.


От такого комментария (он опубликован в «СБ» от 23.09.2008 г.) вопросов прибавилось. И не только у меня. Читатели спрашивали, например, за что же тогда был уволен главный энергетик Вилейского райпотребсоюза, написавший объявление–«страшилку» об отключении воды «отказникам» в Вилейке? Ведь его действия, получается, фактически санкционированы головной организацией. Недоумения возникли и по другому поводу. Даже многоопытные инженеры плохо представляют, как осуществить угрозу на практике.


Например, в целом по стране не хотят ставить счетчики 15 процентов жителей, чьи квартиры или дома оборудованы центральным водопроводом. В Минске этот показатель выше. Работников ЖКХ такое положение, конечно, не устраивает. Да и цейтнот надвигается: до нового года осталось немного. И тем не менее... В минских ЖРЭО и мысли об отключении «отказников» от водопровода не допускают. «Как вы себе это представляете? — даже возмутился моему вопросу директор одного из жилищно–эксплуатационных объединений. — Кто ж с такими намерениями пустит сантехников в дом? Без ведома жильца можно перекрыть только стояк. Но в таком случае без водоснабжения останутся все, в том числе и те, у кого счетчики давно имеются. Кроме того, даже за хронические неплатежи мы не можем отключить свет и воду в тех квартирах, где есть несовершеннолетние дети. Что уж говорить про счетчики?»


Да, коллизия непростая... Надо искать законные, понятные всем сторонам пути решения проблемы взаимоотношений жильцов и коммунальников. Но кое-где по старинке нажимают на административные рычаги. Если в Минске работники коммунального хозяйства считают миссию по отключению воды невыполнимой, то в Гомеле уже вовсю орудуют вентилем, особенно в частном секторе. И, что любопытно, местные чиновники через СМИ бодро рапортуют о полученных положительных результатах.


Между тем грозный документ, которым руководствуются сторонники «воздействий» на население, оказывается, сомнительный. По просьбе редакции специалисты Министерства юстиции проанализировали упомянутые правила на соответствие их существующему законодательству. На днях «СБ» стал известен вердикт: документ устарел и по духу, и по терминологии. По мнению Веры Ероховой, начальника управления правовой экспертизы правовых актов Нацбанка и республиканских органов государственного управления Минюста, применение некоторых его пунктов, в том числе об отключении воды абонентам, не установившим счетчики, нарушает права граждан. «Это противоречит Жилищному кодексу, по которому жилищно–эксплуатационная организация должна предоставить гражданину услугу в полном объеме, а тот, в свою очередь, ее своевременно оплатить по счетчику либо по утвержденному исполкомом нормативу, — твердо убеждена Вера Ерохова. — Обязанность гражданина приобрести за свой счет и установить приборы учета воды существующим законодательством не предусмотрена». Неизвестно, появится ли она и в новом Жилищном кодексе, в который вносятся последние замечания и предложения... По мнению юристов, граждане, которым отключали воду, стимулируя тем самым установку приборов учета, могут защищать свои права в суде.


Получается, ведомственный документ, которым руководствовались некоторые представители ЖКХ, оказался «бумажным тигром»? Если так, то хочется надеяться, что случившееся станет хорошим уроком для любителей рубить сплеча. И речь не только о коммунальниках. К сожалению, не так уж редко отраслевые и местные чиновники разных ведомств начинают работать «по понятиям», а точнее, по собственным же инструкциям, положениям и постановлениям. Забывая в  административном восторге, что... в стране существуют законы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Ольга Пасияк
О том, что в стране существуют законы знают все, вот только их содержание для многих остается белым пятном. А это прекрасный способ запугать недобросовестных пользователей услугами ЖКХ. Что ж поделаешь, как говорится, есть бесчеловечные цели и такие же средства их достижения. <br /><br />Способ решения своих задач комунальщики нашли, конечно, не самый лучший. Тем более, что при нем нарушаются права граждан. Ну не хочет человек установливать счетчик, а следовательно и экономить воду. Это, конечно, проблема. Мне приходилось слышать, что после установки счетчика плата за воду оказывалась выше, чем до этого. Впринципе, ничего удивительного. Счетчик предполагает экономию воды. С этой точки зрения понять комунальщиков можно, тем более своим аргументом они могут выдвинуть Дерективу №3. <br /><br />А вот с точки зрения угроз? Это настолько устаревший и бездейственный метод, что просто удивляет своей наивностью. Если угражать, например, ярому неплательщику отключением воды, но при этом понятно, что никто ее не отключит, где же смысл? <br /><br />Чтобы люди устанавливали счетчики по собственной инициативе, они должны видеть плюсы этой процедуры. Значит не угрожать нужно, а разъяснять, указывать на перспективы и выгоды.
Владимир (Vlad Mirus)
Даже если предположить, что правила 95 года имеют юридическую силу, то все равно они могут распространияться только на дома построенные и подключенные к сети водоснабжения после введения правил в действие. А таких едва ли треть по стране будет. Это раз.<br /><br />А два заключается в том, что "к 1 января 2009 года коммунальники должны оборудовать ..." Заметьте не граждане должны, а коммунальники. И вместо того, что бы самим делать, они пытаются выехать на плечах граждан.<br /><br />Те люди у кого была возможность установить за свои деньги уже давно поставили. Но есть категория людей для которых оторвать 150 тысяч единовременно не по силам, проще платить по чуть-чуть каждый месяц<br /><br />Считается, что человек может сэкономить установив счетчик? Т.к. поставите ему этот счетчик "условно-бесплатно" в рассрочку на пару лет. И покажите на цифрах что ему не придется платить больше чем раньше. Пример разъяснения: "без счетчика вы платите 10т.р.(условно). мы вам ставим счетчик в рассрочку. и со счетчиком будете платить 4 т.р по счетчику за воду и 6 т.р за установку т.е. те же 10 т.р в месяц. А вот когда выплаты закончатся у вас пойдет экономия"
Ольга
В Бресте висят объявления вроде: тем, кто не поставит счетчик, с 1 января придется платить за воду по полной цене. И еще просят отказников написать заявления о том, что они не хотят ставить счетчики.
Алекс
Выскажу свое мнение.<br /><br />К чиновникам я не отношусь, и защищать их не собираюсь.<br /><br />Но мне хочется посмотреть на эту проблему со стороны.<br /><br />Перед чиновником поставлена заранее известная НЕВЫПОЛНИМАЯ ЗАДАЧА. Из 100 % граждан РБ всегда найдутся люди, которым пить не за что, а вы тут еще со своими счетчиками, а также люди, которые могут заплатить и 100 тыс. за холодную воду, потому, что для них это не деньги, только отстаньте, а есть и такие, которые не поставят счетчик в знак протеста. Значит мы исходно понимаем, что 100% БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. Но задача поставлена и чиновник должен решить для себя следующую проблему- или честно доложить наверх, что «миссия не выполнима» в тех условиях, в которых ее надо решать и после этого уступить свое кресло тому, КТО СКАЖЕТ, что ее можно выполнить. Или взяться за ее выполнение с заранее запрограммированным результатом. И с этого момента и начинается давление и принуждение в разных вариантах, что зависит от изобретательности на местах . И результаты этого процесса мы и читаем в прессе. Больше всего в этом деле достается ответственному по счетчикам.<br /><br />Сверху начальство- «где результат?», снизу от населения -<br /><br />« отстаньте!». Между молотом и наковальней. Лично знаком с нашим ответственным за счетчики- худеет от переживаний на глазах. <br /><br />Счетчики, в конечном счете, большинство из нас установит и платить будем по мировым ценам. А разве нельзя было экономическими мерами сразу решить проблему, чтобы жить без счетчика стало не выгодно? <br /><br />Аналогично решается и всеобщая диспансеризация. К концу года ждем 100% результат…
Верас
Поставил бы счётчик с удовольствием, если бы из горячего крана текла горячая вода сразу, а не через 15-20 минут. И потом, как метролог предприятия, необходимо сказать о качестве счётчиков - повторную поверку проходит процентов 15.
Дима
Интересно, а почему в СБ не обсуждается вопрос правомерности самой постановки вопроса по установке приборов учета 100% потребителей. На основании какого закона такие задачи ставятся. У нас в стране почему то заложниками проблем жилого фонда является ЖКХ причем даже в приватезориванных квартирах. Для примера, почему перед ГАИ не ставят вопросов по 100% прохождению техосмотра транспортными средствами, а вопрос стоит в другой плоскости - не прошел т.о. плати штраф. Мне лично кажется, что ,в условиях жесткой экономии, спрос должен быть прежде всего с потребителя того или иного энергоресурса ( не выполнил планового технического обслуживания - не видать тебе воды, света, газа и т.д.). Почему это и по какому это закону, интересно, кто то имеет право на то, чтобы спускать неограниченно, а главное практически даром, деньги налогоплательщиков в канализцию. Необходимо перевернуть наше осознание того, чтов первую очередь мы ,потребители, несем большую ответственность как в рациональном использовании энергоресурсов, так и в правильной эксплуатации нашего личного энергопотребляющего оборудования, а не ответственное лицо из ЖКХ. А помогать людям, у которых нет на это средств, конечно необходимо и только адресно.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости