Краденое счастье

Наказание за воровство воинских наград станет жестче
Наказание за воровство воинских наград станет жестче

После публикации материала «Задержан похититель военных наград» («СБ» за 29 ноября) я долго отвечала на звонки негодующих читателей. Звонили и пенсионеры, и молодежь... Людей возмутил цинизм вора–рецидивиста Виктора и его подельников. У некоторых читателей, как оказалось, завидная память: аудитор Светлана Тхорева вспомнила статью Виолетты Дралюк «Хороших людей больше, чем плохих», опубликованную еще 23 апреля 2005 года. В ней говорилось о краже наград у гомельского ветерана Григория Ефимовича Глуховского. Читательница просила разузнать, смогла ли милиция найти вора...

Кража, напомним, произошла 19 апреля 2005–го. Тем весенним утром фронтовик обнаружил, что из квартиры странным образом исчез парадный китель, а с ним более 20 наград, орденские планки, документы... Без них тогда 83–летний танкист решил было и на парад Победы не идти. Но помогла наша газета: в невероятно короткие сроки мастера белорусского Дома военной одежды Министерства обороны изготовили для фронтовика новые планки, а в ателье «Элегант» бесплатно сшили праздничный костюм из отреза форменной ткани. Но действительно, удалось ли задержать воров и, главное, вернуть Григорию Ефимовичу хотя бы часть похищенного?

— Да! — сразу на оба вопроса ответил следователь Советского РОВД Гомеля Денис Кузенек. — Воров было трое, они забрались в квартиру ветерана по решеткам на окнах соседей с первого этажа. Схватить парадный китель, который несколько дней подряд висел на балконе, для похитителей было делом нескольких минут. Выйти на их след удалось лишь через пару месяцев. Самые ценные на «черном» рынке награды, как сознались воры, были проданы. Мундир с оставшимися мы обнаружили в подвале одного из домов и вернули ветерану.

По моей просьбе в суде Советского района Гомеля подняли это уголовное дело. Каждый из преступников был приговорен к максимальному наказанию — двум годам лишения свободы. Много? Мало? Уместно напомнить, какой резонанс вызвала недавняя попытка продать через аукцион именные ордена советских военачальников — украденные у наследников и незаконно вывезенные из России. Кощунство было пресечено благодаря вмешательству властей. Белорусские законодатели тоже сочли, что память стоит дороже и наказание за покушение на нее должно быть строже. Его ужесточение предусматривают готовящиеся к принятию в Парламенте поправки в Уголовный и Административный кодексы.

К примеру, воровство орденов и медалей начисто исключат из расшифровки термина «мелкое хищение» с ущербом до 310.000 рублей (для организации) или 62.000 рублей (для гражданина). Вне зависимости от своей «стоимости» преступление будет наказываться исключительно как «кража», а это уже 205–я статья Уголовного кодекса.

— В соответствии с подготовленным нами законопроектом гомельским ворам и их минскому «коллеге» пришлось бы провести за решеткой вдвое больше времени — ровно четыре года. В первом случае злодеяние было совершено группой лиц, а во втором — повторно. По этой статье продолжительность наказания может составить от 3 до 12 лет, — разъяснил мне специфические тонкости заместитель начальника управления дознания ГУПР МВД Анатолий Седач.

Недавно законопроект прошел слушания в Парламенте. Депутаты нижней палаты были единодушны: в обоих чтениях — принято! По словам председателя Комиссии по национальной безопасности Анатолия Белошевского, скоро документ будет заявлен на рассмотрение в верхнюю палату. Не исключено, что все это произойдет еще в этом году. Сам же закон вступит в силу через месяц после официального опубликования.

...В октябре в поезде Львов — Санкт–Петербург пинские пограничники обнаружили, помимо прочей контрабанды, и «бесхозные» награды: ордена Красной Звезды, Красного Знамени, «Знак Почета», медали «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За взятие Будапешта», «За трудовое отличие», «Медаль материнства»... Имелись орденские книжки и удостоверения — на разные фамилии. Решением суда награды обращены в доход государства. Вполне вероятно, что они станут частью экспозиции музея Белорусского Полесья. Не исключено и то, что найдутся их законные владельцы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter