«Козья подножка»

Почему не работает новая табачная фабрика?
Почему не работает новая табачная фабрика?

«Козьей ножкой» прежде называли самокрутку — самодельную сигарету из махорки или самосада. Дискутировать о табаке не будем. Признаем: курить вредно. Но табачный рынок колоссален. Поэтому контрабанда сигарет процветает во всем мире. От нее и страдают бюджеты стран и компаний. Кроме того, сигареты, как прибыльный товар, подделывают. От «самопала» вред усугубляется. Поэтому странно, что еще одна белорусская табачная фабрика, которая уже несколько лет назад могла бы выпускать сигареты, соответствующие мировым стандартам, делать этого не может.

...Отечественных производителей сигарет знает каждый курильщик: Гродненская фабрика «Неман» и ООО «Табак–инвест». А знаете ли вы, что в Беларуси уже давно есть третий? Это СП «Белпрото» ООО, расположенное в Полоцке. Уже 5 лет назад новая фабрика могла выпускать сигареты, но не выпускает до сих пор — поэтому вы о ней и не знаете. Ей не дают начать работу. Потому что у фабрики нет лицензии. А ее не дают потому, что нет квоты. Ее тоже не дают. Тогда зачем фабрику строили?..

Под нее было выкуплено недостроенное здание СТО. В 2002 году строго по бизнес–плану «Белпрото» смонтировало и отладило оборудование и... принялось добиваться квоты. Делает это до сих пор.

Или бизнесмены не заручились поддержкой государства в лице его ведомств и местной власти? Или не рассчитали свои возможности, не дали нужного качества, выдали «самопал»? Вообще, не «левая» ли фабрика?

Отвечаем по порядку. Согласие на со
здание в Полоцке табачной фабрики с объемом производства 3 — 4 млрд. штук сигарет в год еще в апреле 1999 года дало Министерство сельского хозяйства. СП по производству и оптовой реализации табачных изделий было создано — строго по процедуре — по решению Витебского облисполкома № 689 от 24.11.2000 г. Наконец, в 2001 году Министерство иностранных дел зарегистрировало Белорусско–Багамско–Российское СП «Белпрото» ООО. Позже был сформирован уставный фонд: 1,42 млн. долларов США. Фабрика получила лицензию Минсельхозпрода № 619 от 14.06.2002 г. Но не получила квоты!

Планировались сорта недорогие — типа «Примы» и «Астры». Выяснилось, что на внутреннем рынке такие сигареты не нужны. Была закуплена новая линия — для высокосортных сигарет с фильтром в твердой пачке. В 2004 году выпустили две партии — в порядке импортозамещения. Что, как известно, в стране приветствуется. На эти сорта были получены государственный сертификат соответствия (АМ № 0060531 от 7.05.2004 г.) и удостоверение о государственной гигиенической регистрации, выданное Минздравом. Теперь квоту дали, но потом изъяли.

Акцизные марки были отклеены и уничтожены. Деликатное сырье (а табак — сырье весьма деликатное!) осталось сыреть на складах. Принятых на работу пришлось уволить. Директор СП Игорь Попов говорит: «Часть людей мы взяли, что называется, с улицы. Но многих «оторвали» от неплохой работы, соблазнив заработками и условиями труда. За них особенно обидно, перед ними стыдно».

...Сигаретные машины, машины для сборки фильтров, счетчики электронные оптические перемещающихся объектов, машины для обертки пачек в полипропилен, машины — упаковщики в картонные блоки, машины- сушки... — все импортное, самое современное. Все соответствует лицензионным требованиям и Госстандартом сертифицировано. Можно выпускать сигареты типа «Monte Carlo», «LD», «Magna», «West»... Или, например, эксклюзивные, тонкие, «женские» сигареты. Но линии простаивают. В то же время проектная мощность предусматривала трудоустройство 110 человек. Понятно, что областные и городские власти всячески, письменно и устно, фабрику поддерживают. Но помочь не могут: она стоит, здесь числятся лишь трое работников.

Вот расчеты директора. При квоте 1 млрд. сигарет для внутреннего рынка «Белпрото» платило бы в бюджет (включая все налоги, таможенные пошлины и акцизы) около 15 млн. долларов в год! При работе только на экспорт (исключаются ставки НДС, ввозные пошлины и акцизы) меньше, но тоже много: около 2 млн. долларов. Всего же в результате простоя предприятия только за 2002 — 2005 годы государство не получило в бюджет более 60 млрд. рублей налогов! Вместо этого — убытки «Белпрото», исчисляемые сотнями миллионов рублей. Хоть и не работает, за землю и оборудование платить обязано!

И вот что самое парадоксальное. Еще в мае 2006 года на совещании в Минэкономики специально рассматривался вопрос «Белпрото». Констатировали, что СП заключило договор о сотрудничестве с крупной иностранной компанией на производство под ее контролем и торговыми марками сигарет на экспорт — в Европу и Африку. Решили: одобрить предложения СП.

А лицензии у него не было!

Идет январь уже 2007–го, заседание межведомственной комиссии по проведению открытого конкурса по реализации импортных квот на табачные изделия. Присутствуют первые лица министерств и ведомств. Здесь «Белпрото» фигурирует на равных с ГТФ «Неман» и ООО «Табак–инвест» — как полноценный участник рынка.

Выдержки из протокола: «Поддержать предложение концерна «Белгоспищепром» и Минторга о нецелесообразности организации производства табачных изделий на СП «Белпрото» для поставки на внутренний рынок». Это понятно: зачем себе же создавать конкуренцию. Далее: «Поручить СП «Белпрото» провести переговоры с компанией «Филип Моррис» по организации на предприятии контрактного производства сигарет марок «Marlboro» и «Parliament». Иначе говоря, частные планы «Белпрото» вполне сочетаются с планами государственными, вписываются в них. Но ведь лицензии–то СП по–прежнему не имеет! И серьезные переговоры, по словам директора, вести не может. Нет лицензии — нет и предприятия. Не с кем, не о чем говорить! Последнее заседание коллегии Госстандарта с вопросом о выдаче лицензии СООО «Белпрото» было 22 декабря 2006 года. Коллегия постановила: отказать. Мотивировка: не утверждены... квоты на производство в 2007 году табачных изделий по Витебской области.

Напоминает философское — о курице и яйце: что было раньше? Или другую, бюрократическую историю — о работе и прописке. Сначала прописаться или сначала устроиться? Бывает, люди маются месяцами, чтобы найти ответ. «Белпрото» ходит по кругу уже годы: квота сначала или лицензия?

Позволю себе еще цитату — из письма Комитета госконтроля в ответ на обращение директора СООО: «...Госстандарт не принял решение о выдаче лицензии ООО «Белпрото» на выпуск табачных изделий, ссылаясь на отсутствие... соответствующей квоты Витебской области. По мнению Комитета госконтроля, данное заключение не является обоснованным, поскольку законодательно не аргументировано... Председатель Комитета З.К.Ломать». Датировано 22 января 2007–го.

Директор СП Игорь Попов не уверен, к сожалению, что даже столь весомое мнение ему поможет. Что отказы не аргументированы — видно из нормативных актов. Табачный рынок специфичен и серьезен: бюджет, криминальные посягательства, здоровье людей... Поэтому строго регламентируется. Достаточно назвать Декрет Президента от 17 декабря 2002 года № 28 («О государственном регулировании производства, оборота...» — в том числе и табака) и постановление Совета Министров от 4 ноября 2005 года № 1233 («О некоторых вопросах лицензирования...» — в том числе и табачного производства)... Ни в этих, ни в других подобных документах выдача лицензии не оговаривается квотой.

Конечно, СП намерено действовать так, как и принято в подобных случаях: оспаривать отказ в хозяйственном суде. В редакции директор Игорь Попов задавал вопросы скорее риторические: «Пять лет без права производства! Нужна фабрика стране или нет? Нужны ли наши налоги, рабочие места? Дадут ли нам работать? Может, проще закрыться?» Ответов у нас нет. Напротив, описанный частный случай ставит новые, принципиальные вопросы — относительно существа бизнеса. Почему пуск отнюдь не гигантского, прямо скажем, производства требует участия столь высоких государственных инстанций? При том, что даже это участие пуска не гарантирует. А если кто–то намерен перерабатывать яблоки или шить пальто, ему тоже нужна квота? Он ведь тоже выйдет на уже занятый рынок. Составит конкуренцию и государственным фабрикам. Не знаю, право, нужно ли напоминать об экономической и социальной сути конкуренции. Если новичок — с сигаретами или яблоками — сделает продукт хуже или дороже, он прогорит. Но если сделает лучше или дешевле, выиграем мы, покупатели, для которых он работает. Проиграют те, кто работает хуже, — пусть шевелятся! Так формируется конкурентная экономика, в которой наша страна нуждается не меньше других. В этом залог технического прогресса.

Буквально на днях в редакцию обратились представители фирмы, производящей безалкогольные напитки: ее брэнд на виду и на слуху. Ей, как выяснилось, тоже чинят препятствия — на местах. Где есть свои производители, которым конкуренция не нужна. Не станем утверждать, что местные хуже или дороже, — это решать покупателю, а не чиновнику! Впрочем, история заслуживает отдельного разбирательства. Но что–то явно роднит ее с описанной, табачной. Там и здесь — квоты. Мы стремимся к прогрессу, на мировые рынки или к натуральному хозяйству? Не хочется думать, что верно предположение директора И.Попова: табачная фабрика кому–то не нужна.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter