Мастер-кожевенник из Копыля — о седельном шве, вдохновении музыкой и всестороннем творчестве

Кожа, которой я живу

Из натуральной кожи можно делать невероятно красивые и утонченные изделия — от брошки и ажурного браслета до солидного портфеля и модной куртки-косухи. Житель Копыля Владимир Зенькович выполняет яркие, стильные и долговечные авторские вещи ручной работы: портмоне, монетницы, сумки и многое другое. Корреспондент «Р» заглянула в его мастерскую. 

Владимир Зенькович в своей мастерской.

Из музыкантов в ремесленники

В переоборудованном под мастерскую гараже Владимира Зеньковича все нестандартно: стоят мощные музыкальные барабаны, рядом с ними звуковые колонки, а на стене висит труба. Вместо обоев — множество афиш музыкальных концертов. Столь оригинальный интерьер наш герой объясняет тем, что всю жизнь увлеченно занимался музыкой. Он начинает беседу с ярких воспоминаний:

— Музыка сопровождала меня с детства. Родился в Копыльском районе, но мои родители колесили в поисках высокооплачиваемой работы по всему Советскому Союзу. Пожил и в Барнауле, и в Западной Украине. После школы пошел в армию, отслужил в пограничных войсках. А до этого научился хорошо играть на трубе. Помню, «выпиливал» на ней в оркестре музыкальные номера на важных городских мероприятиях. 

Ремесленник считает музыку своим главным источником вдохновения.

— Ударные инструменты рабочие? — посматриваю на барабаны Владимира.

— Конечно. Был горячим рок-меломаном, поэтому заинтересовался игрой на ударных. Хотел быть в центре внимания публики, задавать больше ритма и драйва. Ведь именно барабанщик считается сердцем, двигателем коллектива. Стал ударно гастролировать с разными эстрадными коллективами. Играл с Яковом Науменко в группе «Карусель», Александром Солодухой и другими популярными музыкантами, — Владимир берет ударные палочки и вспоминает молодость. 

Специально для нас звучат самобытные песни белорусской рок-группы «Сузор’е». Короткий домашний концерт Владимира Зеньковича привлекает внимание и прохожих, которые идут мимо его дома. Видно, их заинтересовал рок-экспромт в обеденный час. Переключаемся с музыки на другой не менее сложный вид искусства — изделия из кожи ручной работы.

— Как переквалифицировались в ремесленники? — спрашиваю и поглядываю на выставку работ мастера.

— Сыновья Богуслав и Владислав привели меня в эту интересную сферу. Благодаря им мне повезло познакомиться с настоящим профи — мастером работы с кожей Андреем Протько. У него одеваются байкеры, музыканты, известные люди страны и зарубежья. Как-то мой Богуслав попросился к нему в подмастерья и стал потихоньку постигать азы дела. Теперь он самостоятельный ремесленник. По его заразительному примеру втянулся в процесс. Достаточно было ощутить запах натуральной кожи, сделать несколько стежков и понять: это мое. 

Работа с кожей требует не только проявления фантазии, но и терпения, внимательности.

Кожевенных дел мастер

Поначалу работа с кожей являлась для Владимира лишь оригинальным хобби: 

— Руки и пальцы привыкали постепенно и к неловким ударам молотком, и к порезам, и к нескладным первым швам и склейкам. Спустя некоторое время мое увлечение стало приносить не только удовольствие, но и доход. А до этого на протяжении четырех лет гравировал памятники в столичном ритуальном бюро. Мой сын Владислав и сейчас занимается этим: открыл ИП и получил госсубсидию на покупку специального гравировального станка. Чем могу, помогаю сыну. Любой портрет на твердом материале выполняем по требованию заказчика. 

На долговечном материале можно нарисовать любые образы.

Замечаю учебники по рисованию, энциклопедии на книжных полках в мастерской Владимира. 

— Когда понял, что как любитель изделий хендмейда из кожи шаг за шагом освоил эту тему, зарегистрировал ремесленничество. Совершенствоваться здесь можно бесконечно, однако считаю, что ремесло и мастерство — разные понятия. Чтобы выполнять действительно высокохудожественные изделия, нужны вдохновение, хорошее самочувствие, смекалка и время. И конечно, понадобятся личные накопления для покупки добротной кожи и красок, — мастер берет специальную иглу с ниткой в руки и показывает нам выполнение седельного шва. 

Седельный шов по коже самый прочный.

Седельным его назвали потому, что им наши предки прошивали лошадиные седла и сбрую. Считается, что это самый надежный способ прошива кожи. Во время мини-мастер-класса выясняется, что многие доски, приспособления типа пробойников и острых инструментов для работы ремесленник придумал сам.

— Зачем покупать дорогостоящие инструменты, если можно сделать их самому? — рассуждает Владимир.

Проза жизни и вдохновение

В работе ремесленник использует кожу лошадей, буйволов, быков и крупного рогатого скота. Интересуюсь, дорого ли обходится одно изделие. Авторские сумочки и портмоне стоят у мастера по-разному: простые — от 20 рублей, с орнаментами, сложными элементами и вставками — от 80. 

— По стоимости изделий все очень условно в наши дни. Пандемия коронавируса и отсутствие различных мероприятий для мастеров в этом году внесли в ценовой фактор свои коррективы. Раньше выезжал в люди, поэтому и интерес к изделиям был постоянный. Сейчас учитываю индивидуальные запросы клиентов. В формировании цены играют роль время, затрачиваемое на изделие, сложность элементов, себестоимость расходников. От толщины и свойств кожи во многом зависит и цена. Использую специальный художественный акрил для окраски изделий. Если, допустим, человек просит сделать портмоне за два дня, то я, конечно, тружусь над заказом круглые сутки. Но если честно, спешку не люблю. Обожаю работать под радиоканал «Культура» или любимую музыку, — Владимир включает исправно работающую ламповую радиолу и настраивается на волну позитива… 

Самое время творить.

shimuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter