О некоторых особенностях маркетинга

Коза и Воробей

Из почтового ящика вывалилось письмо — известная компания приглашает 7 июня на экскурсию по Минску «Город Горвата». Приглашающая сторона будит мое воображение: «Вы почувствуете себя немного путешественником, немного купаловцем, немного — обычным горожанином, который просто любит место, где живет». Тут надо напомнить читателям, что Горват — это тот самый Андрусь–писатель, чья книга «Радзiва «Прудок» стала первым в нашей новейшей истории бестселлером, по ее мотивам Купаловский театр в мае выпустил одноименный спектакль.

Более того, все та же компания, спонсор и постановки, и предстоящей экскурсии, собирается экранизировать удачную книгу Горвата — снять сериал на ее основе, с писателем по этому поводу ведутся переговоры. Андрусь сопротивляется, считает, что ситуация с продвижением его книги стала абсурдной, он потерял над ней контроль и «нацiснуў на тормаз, толькi калi пачалося абмеркаванне магнiцiкаў з казой». Белая козочка по кличке Тетя — одна из главных и самых обожаемых читателями героинь горватовского «Прудка». Логично, что воодушевленные ее популярностью маркетологи хотели было и животное поставить на поток. Тетя, запечатленная в магнитиках на холодильник, могла бы приносить молоко не простое, а золотое. Но не судьба. Эта идея с магнитиком, как и предстоящая экранизация, показалась писателю нелепой и, может быть, безнравственной. Андрусь прокомментировал ситуацию так: «Вы мусiце разумець, што гэта не проста гiсторыя, а гiсторыя пра мяне, пра канкрэтных людзей i пра канкрэтную вёску. Я нясу адказнасць перад жыхарамi гэтай вёскi. Адна справа, што пра iх напiсаў зямляк, i зусiм iншая — калi чужыя дзядзi i цёцi пераўтвараюць iх у серыяльныя мемы».

В это время в Москве с гастролями в составе группы «Голливудские вампиры» гостил Джонни Депп. Как сообщают с мест очевидцы, за тысячу долларов любая поклонница могла сорвать с Джека Воробья поцелуй в щеку и селфи. Так, Депп продал в Москве аудиенцию с собой сорока москвичкам, их по одной запускали к нему в комнату: хай, чмоке, поцелуй. Таким нехитрым способом за час он заработал приличную сумму — сорок тысяч зеленых. Для актера — это капля в море, но курочка клюет по зернышку. Как говорят финансисты Деппа, только на вино артист тратит 30 тысяч долларов в месяц. Покупка островов, яхт, перелеты на частных самолетах, громкие разводы с красотками — все это стоит денег. Иногда Депп проявляет фантазию и позволяет себе совсем уж экзотические многомиллионные траты — над Большим каньоном палит из пушек, чтобы развеять прах писателя Хантера Томпсона. Какие тут могут быть комплексы и сомнения: платят за поцелуй в одну щеку — скорее подставляй другую. «Смекаешь, цыпа?» — как любит повторять персонаж Джонни Деппа — Джек Воробей, его пиратский костюм, магнитики с изображениями, игры, маршруты и прочий мерч приносят голливудской кинокомпании миллиардные доходы.

Думаю, мораль очевидна. Мы не умеем пока пуститься во все тяжкие, в погоню за золотым тельцом, даже когда этот бык с деньгами несется прямо на нас. Если пишем книги, то от души, загадочной белорусской, а коммерческая часть вопроса — это как будто немного стыдно, немного глупо и некрасиво и к искусству никакого отношения не имеет. Недавно узнала любопытную вещь: от античных времен до нас дошла басня Эзопа «Стрекоза и Муравей», так вот в переводе француза Лафонтена Стрекоза взамен за зернышко обещает Муравью выплатить ему до августа не только всю сумму, но и проценты — костлявая лапа буржуазии в Европе всегда была жесткой. А наша цикадка дедушки Крылова, как известно, ни о каких процентах даже не заикалась, она попросту о них не знала. И просила взаймы запросто, за здорово живешь. Финал, правда, в обеих баснях печально одинаковый: поди–ка, попляши. Кто–то танцует, а кто–то не может и не хочет. Но всюду жизнь.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter