Импортозамещение, расширение рынков сбыта и новые возможности: в «Витебских коврах» подковерных игр не боятся

Ковровая дорожка к успеху

За 12 месяцев уникальное для Беларуси предприятие ОАО «Витебские ковры» выпускает более 20 миллионов квадратных метров продукции. Два года работы — и фирменных изделий хватит, чтобы выслать ковровую дорожку по экватору. Впечатляет! Так же как и планы комбината, который рассматривает непростые для экономики времена как окно возможностей.

Восток — дело тонкое

История «Витебских ковров» началась 122 года назад. Сегодня здесь трудятся свыше 1600 человек, это если считать вместе с брестским филиалом. Последний открыт в 2020-м. Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам предприятия Илья Сачек вводит в курс:

— Удалось сохранить весь коллектив филиала, а это более 300 человек. Планируем развивать брестское производство по-новому, а ковры, которые сходят с его станков, позиционировать как изделия люксового сегмента. Оборудование это вполне позволяет. Ставка в том числе на классику из шерсти. Раньше такие, прямо скажем, недешевые ковры в основном закупали за границей, например в Бельгии. Сейчас, когда европейский рынок закрыт, стоит использовать шанс и занять свою нишу. Шерсть рассчитываем приобретать в соседней России, как поступаем и с остальными 90 процентами сырья.

Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Илья САЧЕК.

В Российскую Федерацию идет и более 75 процентов продукции «Витебских ковров». За счет этого санкции затронули предприятие не так сильно. Вместе с тем российский рынок не расширяется, продолжает Илья Николаевич:

— Чтобы по-прежнему работать в три смены, не опасаться сезонных простоев, без диверсификации — расширения ассортимента и рынков сбыта — не обойтись. Большой интерес к восточному направлению. С некоторыми среднеазиатскими партнерами нас связывают не просто надежные, я бы сказал, теплые деловые отношения. Из примеров — Таджикистан, где высокие госпошлины на ковровый импорт не стали преградой для наших товаров. 

В Казахстане, Киргизии, Армении также успели оценить качество и красоту ковровых изделий из Беларуси. «Витебские ковры» рассчитывают нарастить продажи в этих и других странах. В далеко идущих планах комбината заявить о себе в Африке, Бразилии, Австралии, Монголии… Нужные деловые контакты рассчитывают завязать и на международной выставке DOMOTEX, продолжает собеседник:

— Она пройдет в мае в Турции. Активно трудимся над освоением рынков Грузии, Азербайджана и Туркменистана. Логистика этому способствует. Что касается европейских покупателей, то и они настроены позитивно: не обрывать все связи, а даже увеличивать экспорт. 

Про внутренний рынок на предприятии, конечно, тоже не забывают. Намерены предлагать клиентам не только стандартные изделия, но и по индивидуальному заказу.


Людмила ДРУНЧЕНКО, ткач 6-го разряда:

— На «Витебских коврах» я больше 20 лет. Пришла сюда совсем юной девчонкой и осталась. Влюбиться именно в эту профессию не помешал даже красный диплом ветинститута. О выборе не жалею. Зарплата, коллектив — все устраивает. Моя задача — следить, чтобы технологический процесс шел как по нотам. Так что ткацкий станок для меня сродни пианино, требует чуткой настройки. Кстати, на этом же комбинате работали моя мама, отец. Хочу ли я, чтобы уже мои дети продолжили династию? Почему бы и нет. Молодая смена всегда кстати. Как и ковер, с которым тепло, уютно и просто красиво. 

Потянуть за ниточку

В советские времена ковры были дефицитом. За ними стояли в очередях, их дарили на свадьбу. Правда, ассортимент был скромным — не больше восьми новинок в год. На каждый эскиз давал добро худсовет в Москве. Загляни в любой магазин «Витебских ковров» сегодня — глаза разбегаются. Узнать, как рождается все это разнообразие, очень интересно. Прогресс правит бал, Илья Сачек ведет нас по гудящим цехам:

— Еще до санкций успели запустить европейский станок, заточенный под выпуск самых современных покрытий, в том числе двухсторонних. А буквально на днях, ориентируясь на спрос, представили ковры на антискользящей подложке. Оборудование под эти цели взяли в Китае. Но, пожалуй, самое значимое приобретение последних лет — экструдер. Теперь нити для ковров производим сами, а не завозим за валюту из-за рубежа. Думаем над еще одним импортозамещающим шагом: как заменить джут из Бангладеш белорусским сырьем. 

Установка экструдера — инновационный проект, в который вложено немало средств и сил. Нити, полученные из мельчайших полипропиленовых гранул, синтетические. Для ковров это даже плюс, со знанием дела рассуждает начальник ткацкого цеха Дмитрий Миронов:

— Устойчивость краски и ворса выше, а главное — гипоаллергенность таких покрытий. Идем в ногу со временем, а это означает не только модернизацию, расширение перечня продукции, но и привлечение молодых перспективных кадров. Сотрудничаем с Полоцким химико-технологическим колледжем, каждый год принимаем у себя по три-четыре их выпускника. 

Принтер для печати на коврах.

Дмитрий Владимирович в отрасли с 2015 года. Продолжает династию после окончания Витебского технологического университета. На предприятии трудятся его отец, мама и младший брат Сергей, а ковры для них — дело семейное. Прабабушка Дмитрия Миронова была родом из деревни Ковровое Дубровенского района. Красивый топоним не случайность, улыбается собеседник:

— Она совершенно точно умела обращаться с кроснами. Будем считать, интерес к профессии у нас по наследству.

Ренессанс на стене

Знали ли вы, что витебскими коврами услан Кремль в Москве? Как оригинальный подарок их презентовали первым лицам стран, гостям фестиваля «Славянский базар». А недавно предприятие задалось целью возродить такой модный тренд, как ковер на стене. Первой ласточкой стала эксклюзивная коллекция изделий по мотивам мировых шедевров искусства, делится Илья Сачек: 

— По задумке наших дизайнеров, известные работы Густава Климта, Клода Моне, Эдгара Дега, Анри Матисса и так далее превратились в ковры-картины. Не на продажу — для того чтобы по-новому взглянуть на возможности технологической живописи, которая сродни искусству. Ведь за каждым таким ковром — длительный и трудоемкий процесс. 

На необычных изделиях из Витебска есть след самого Микеланджело. Одна из первых картин-ковров, разыгранных на ютуб-канале предприятия, отсылает к сюжету его мраморной статуи «Давид».

Оператор 6-го разряда Максим КАРЕТНИКОВ. Настоящая мужская работа, ведь одна такая бобина может весить до 8 кило.

naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter