Как Бельгия мучительно ищет ответы на волнующие всех вопросы

Ковид. Сегрегация

Официально объявленная в Европе четвертая волна пандемии (а кое-где уже говорят и о пятой) подвергает все большим сомнениям эффективность мер, которые принимались в последние месяцы властями европейских государств по борьбе с коронавирусом. Бельгия, где в прошлые выходные широко протестовали против всевозможных ограничений, может служить ярким тому примером.


Перечитывая правила

Известное в латыни изречение post hoc no ergo propter hoс переводится на русский язык как «после этого не означает вследствие этого». Но в Бельгии случилось как раз наоборот. 

В случае с обязательным применением Covid Safe Ticket (билет безопасности от ковид), предписанным местными властями на всей территории Бельгии с 1 ноября, причинно-следственная связь казалась очевидной. Рапортующие о быстрых темпах вакцинации регионы бельгийского королевства оптимистично рассчитывали, что внедрение спасительного сертификата вынудит всех сомневающихся и остальных противников поголовного вакцинирования пойти на уступки. И уже к Новому году новую «чуму» можно будет обуздать. Но увы, цифры заболеваний оказались не просто волнующими, но и шокирующими. И я все больше убеждаюсь, что причиной послужил этот самый «сертификат безопасности». Оказавшись его обладателями, бельгийцы напрочь забыли о предписывавшихся ранее мерах предосторожности, дистанцировании и порой даже масках. Они наивно полагали, что защищены обещанной безопасностью ковидного сертификата CST. И что в результате? 

Если на 1 ноября ежедневный прирост новых заболевших составлял около 2000 человек на 11,5-миллионное население Бельгии, то всего через две недели он увеличился более чем в 7 (!) раз. Мониторинг показателей положительных тестов на COVID-19 и числа поступающих с коронавирусом заболевших в больницы заставил бельгийские власти бить тревогу. 

Вылившиеся в массовые акции протеста споры, активные дебаты в обществе и руководстве страны, развернутые дискуссии в СМИ по данной проблеме тем не менее удержали бельгийских уполномоченных лиц от скоропалительных решений. 

В дополнение к уже имевшимся мерам было объявлено лишь снижение возраста для обязательного ношения масок с 12 до 10 лет, а также обязательное ношение масок теперь предписано даже при наличии ковидного сертификата. Так называемая программа CST+, то есть «ковидный билет плюс маска». В плане труда было введено обязательство 4 дня в неделю работы на удаленном доступе вплоть до 13 декабря, где это возможно, с последующим переходом на 3-дневную работу в удаленном доступе. И требование обязательного предоставления CST для посещения мероприятий с количеством посетителей более 50 (вместо 200 ранее) человек внутри помещения и 100 (вместо 400) человек — снаружи. Все эти меры вступили в действие с 20 ноября.

Многие бельгийцы, с волнением и тревогой ожидавшие кардинальных действий властей в лице Консультационного комитета в создавшейся ситуации, с удивлением для себя задались вопросом: «И это все, что вы можете сказать или сделать?» 

Мне могут возразить: мол, снижение в 4 раза числа присутствующих на мероприятии, требующем предъявления ковидного паспорта, это тоже очень эффективная мера. Но у меня на этот счет свое мнение. Во всяком случае, учитывая практику следования запретительным мерам в бельгийском обществе. Ведь с введением обязательного предъявления QR-кода CST с 1 ноября бельгийцы действительно установили жесткий контроль на входе в спортзалы, театры, музеи и другие общественные места. При этом они как-то совершенно забыли об истинной цели, задекларированной в решениях местных властей: борьба с опасным заболеванием. То есть фактически стражи контроля должны заботиться о том, чтобы на охраняемом ими мероприятии не было заболевших COVID-19. 

Но если до этого времени широко практиковалось использование дистанционных термометров, позволяющих замерять температуру тела посетителя и не допускать людей, имеющих температурные признаки заболевания, то сейчас на это наплевать. Термометры исчезли. А ведь наличие CST вовсе не означает, что человек здоров. Тем более если прививки были сделаны 4–5 месяцев назад. 


Брюссель: ограничения, митинги, протесты, столкновения.

Таким образом, весь смысл контроля QR-кодов теперь выражается не в заботе о здоровье граждан, а в том, чтобы разделить общество на две части: вакцинированных и невакцинированных. 

Пока еще терпимо относятся к переболевшим и сделавшим пару дней назад тесты. Но, похоже, и они уже под угрозой быть вычеркнутыми из списков нормальных жителей государства. 

В Чехии, Словакии и в германской Баварии уже наличия отрицательного теста недостаточно для посещения общественных мест. Там привилегия нормальной жизни осталась лишь у вакцинированных и недавно переболевших. 

Персональный упрек

Буквально на днях бельгийское общество было шокировано еще и признаниями некоторых руководителей госпиталей в отношении категории граждан, попадающих в настоящее время в палаты интенсивной терапии. Так, главный врач госпиталей GZA в Антверпене Кристиан Деккерс в своем опубликованном 5 ноября телеинтервью произнес буквально следующее: «Пациенты палат интенсивной терапии наших госпиталей все вакцинированы. Я лично это проверил вчера».

Интервью вмиг разлетелось на нескольких языках по социальным сетям. Некоторые тут же попытались сделать выводы о бесполезности вакцинации. Но на самом деле это не совсем так. Ведь если учесть, что сегодня почти 90 процентов фламандцев в Бельгии вакцинировано, то трудно было бы предположить, что на больничных койках в этом регионе окажутся только невакцинированные граждане. Впрочем, есть повод задуматься: зачем же тогда людей, принявших решение воздержаться от вакцинации, пытаются делать изгоями общества? 

Примечателен тот факт, что в домах престарелых, которые находятся на территории Брюсселя, уровень вакцинированности медицинского и обслуживающего персонала составляет всего 65 процентов. То есть треть сотрудников предпочитают не вакцинироваться, хотя работают ежедневно с самым уязвимым перед коронавирусом слоем населения. В свое оправдание этот невакцинированный персонал приводит довод: поскольку для пациентов домов престарелых было введено обязательное вакцинирование и оно достигло 100-процентной отметки, то самому персоналу уже можно обойтись и без принятия вакцины. Тем более что для всех посетителей жесткая мера наличия вакцины или сделанного накануне теста остается беспрекословной.

Вы не поверите, как же бельгийские министры отреагировали на эту ситуацию. Была принята суровая мера об обязательной вакцинации медицинского и обслуживающего персонала госпиталей и домов престарелых. Но под воздействием сопротивления профсоюзов и социалистов в бельгийском парламенте срок введения в действие запрета на работу невакцинированным бельгийцам в этом секторе был назначен на… 1 апреля следующего года! Шутка, что ли? Отнюдь. Тут не до шуток. Еще 5 месяцев невакцинированные бельгийцы из числа медицинского и обслуживающего персонала могут работать в больницах и домах престарелых, пока вступит в силу этот запрет. 

Так в чем же эффективность мер? И против чего или кого на самом деле направлены жесткие санитарные меры в Бельгии? 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter