В Могилеве помощница по хозяйству пыталась завладеть квартирой своей подопечной — в дело вмешалась прокуратура

Коварство и жилье

Одиночество в старости, как известно, люди переживают трудно. Насыщенные рабочие будни, общительные коллеги, корпоративные праздники — все это уходит в прошлое. А желание разделить долгие вечера с добрым собеседником и надежным помощником по дому становится особенно острым. Бывает, что, найдя такого компаньона, старики не замечают за ним странностей в делах и поступках, за которыми кроются весьма сомнительные цели. В Могилеве, к примеру, подобная доверчивость могла стоить 84-летней горожанке двухкомнатной квартиры. Отстоять «квадраты», которые обманом у нее хотела отнять сиделка, пенсионерке помогли соседи и прокуратура.

Один кашу не сваришь

Вера Осипенко уточняет, что педагогический стаж у нее без малого 40 лет. Большую его часть учитель химии отдала одной из могилевских школ. Бывшие ученики, давно уже взрослые, своего учителя не забывают. Правда, в последние годы встречи стали редкими — пенсионерку подводит здоровье, и дальше своего двора Вера Николаевна нынче не выходит. Признается, что трудности испытывает и в быту: даже кашу сварить не по силам, а убраться в квартире и вовсе задача нереальная. По этой причине, говорит, и решила найти себе помощницу. Точнее, можно сказать, что та нашлась сама: когда пенсионерка возвращалась из магазина с покупками, добрая женщина предложила поднести пакет. 

Слово за слово — разговорились, познакомились. Выяснилось, что помощницу зовут Анастасией Викторовной, она тоже когда-то училась в педагогическом и работала по профилю. Новая знакомая посочувствовала одиночеству пенсионерки и вызвалась помогать с домашними делами. Вера Николаевна от помощи не отказалась. И несколько месяцев нарадоваться не могла на наметившиеся перемены в жизни: Анастасия заглядывала к ней несколько раз в неделю, оказалась покладистым и отзывчивым человеком. А главное, было с кем поговорить, вспомнить былое, обсудить новости и фильмы — компаньонка всегда находила в ответ нужные и добрые слова. 

Но спустя несколько месяцев пришлось ненадолго расстаться: врачи рекомендовали Вере Николаевне пройти восстановительный курс лечения. Когда пенсионерка через неделю вернулась в свою квартиру, там ее с бумагами поджидала Анастасия Викторовна. И предложила отправиться к нотариусу, чтобы подписать «нужные» бумаги. Пожилая женщина предполагала, что речь идет о договоре ренты, то есть о том, что после ее ухода из жизни квартира перейдет в собственность «доброй и милой» помощнице. Поэтому, признается, и поставила подпись под документами в кабинете у нотариуса.

Где деньги?

Назавтра пенсионерка поделилась новостью с соседками. 

— Но из бумаг, которые нам показала Вера Николаевна, получалось, что она попросту продала квартиру! Причем за смешные деньги — 20 000 рублей. И это за двушку, тогда как даже однокомнатные стоят гораздо дороже, — спустя время рассказала на суде одна из свидетельниц.

Мало того, оказалось, что даже этих денег у Осипенко в наличии нет. Пропали и личные накопления — все, что откладывала с пенсии. Соседи забили тревогу, отыскали иногородних родственников. Историей заинтересовалась и прокуратура. Старший помощник прокурора Могилева Вероника Ивашкевич рассказала, как события развивались дальше:

— Из слов очевидцев можно было предположить, что у Веры Николаевны есть определенные проблемы с психическим здоровьем. Она, к примеру, могла заговариваться, закупить без надобности большое количество однотипных продуктов. Чтобы проверить этот аспект, а также понять, осознавала ли пенсионерка в полной мере свои действия в нотариальной конторе, ей назначили судебно-медицинскую экспертизу. 

После тщательной проверки консилиум специалистов пришел к выводу: Осипенко не была способна дать себе отчет, в чем суть сделки, под которой она подписалась. Поставленный диагноз «сосудистая деменция» сомнений в этом не оставлял. 

— Соответственно, факт продажи недвижимости пожилой горожанкой суд признал недействительным, — добавила Вероника Ивашкевич. 

А за обман — заплатишь

Анастасия Викторовна с выводом медиков не согласилась. И настаивала на том, что «имела сделку с человеком, который понимал все, что происходит». А когда стало очевидным, что суд за недоказанностью ее утверждения попросту не принял во внимание, сменила тактику. Добиваться стала уже возвращения 20 000 рублей, якобы отданных ею продавцу квартиры. Но в силу того, что ни самих денег, ни расписки об их передаче так и не нашлось, то и о возврате средств речи не было. 

…Правда, и доказать, что исчезновение личных денежных запасов Веры Николаевны — дело рук ее компаньонки, тоже не удалось. Как и установить, о какой именно сумме идет речь. 

Учитывая особые обстоятельства, суд не только вернул хозяйке квартиру, но и настоял на том, чтобы услуги представителя Веры Осипенко, а также расходы на экспертизу погасила ее бывшая помощница. А еще взяла на себя расходы по оплате госпошлины. В общем и целом это около двух тысяч рублей. 

— Обжаловать решение суда ответчик не стала, и оно уже вступило в силу, — подчеркнула Вероника Ивашкевич.

Сейчас у Веры Осипенко другая помощница по хозяйству. Чаще заглядывать стали соседи — на всякий случай. А родственники звонить по той же причине. Пенсионерка призналась: гости для нее — большая радость. Когда кто-то рядом, жизнь кажется более наполненной. «Для человека в возрасте, — говорит, — это очень важно».

КОММЕНТАРИИ В ТЕМУ

Геннадий Михолап, адвокат Могилевской областной коллегии адвокатов:

— У этой истории несколько аспектов. Один из основных — совершение сделки с человеком почтенного возраста. Хотя нотариус в обязательном порядке объясняет суть нотариальной процедуры и проверяет дееспособность лиц, ее совершающих, в силу возможных особенностей здоровья возрастной участник сделки что-то может не понять, оценить по-своему и так далее. Чтобы иметь большую уверенность в понимании совершаемой сделки пожилым человеком, можно пройти экспертизу на предмет состояния психического здоровья — в Госкомсудэкспертизе, где оказывают такого рода платные услуги. При этом будет рассматриваться вопрос, имеются ли у исследуемого человека, совершающего имущественную сделку, индивидуально-психологические особенности, которые могут оказать существенное влияние на способность понимать значение своих действий и руководить ими в момент сделки. 

Второй важный момент этой темы касается граждан, у которых есть престарелые родители или иные родственники. Если у пожилых людей есть проблемы со здоровьем, нужно заранее позаботиться об установлении опеки над ними. Для этого пройти процедуру признания их недееспособными и последующего установления опеки, которая в итоге может помочь обезопасить от сомнительных сделок с принадлежащим им имуществом.

Ирина Барановская, психолог Могилевской областной психиатрической больницы:

— Народная мудрость утверждает: «старый — что малый». И в этом есть доля истины: люди в возрасте на самом деле становятся такими же доверчивыми, как дети. Они хотят внимания и очень остро переживают дефицит человеческого участия. Понятно, что одиноким людям в этом отношении особенно нелегко. В поисках поддержки они откликаются на доброе отношение, теплое обхождение — и этим, к сожалению, пользуются нечистоплотные граждане. Как защитить себя от такого рода мошенничества? Конечно, пытаться оставаться в социуме, то есть побольше разговаривать с соседями, а по возможности — подружиться с кем-то из них. Запастись номером телефона человека, к которому испытываешь доверие, чтобы посоветоваться в особенно важный момент. Хочется напомнить и близким: не забывайте о своих родных, даже если они и не из первого круга. Потратить пару-тройку минут на телефонный звонок — дело несложное, а другому человеку это добавит силы и желания жить.

markova@sb.by

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter