Коварные запахи

Недавно в метро мне пришлось пережить настоящую газовую атаку.
Недавно в метро мне пришлось пережить настоящую газовую атаку. Нет, террористов, слава Богу, в минскую подземку не занесло, а вот одна дама, изрядно надушившаяся, всех буквально парализовала. Поскольку в вагонной давке в час пик деться от случайной попутчицы было некуда, пришлось мучительно терпеть резкий запах. Интересно, из чего все-таки делают такую гадость, по своему раздражающему действию больше похожую на химический боезаряд?

Конечно, среди царящего на современном рынке разнообразия парфюмерных жидкостей в пестрых флаконах и баллончиках понятия "гадость" и "прелесть" - достаточно субъективные. И все можно было бы свести к тривиальной поговорке насчет вкуса и цвета, если бы не несколько "но". По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, нынешний век вполне можно назвать столетием аллергии. Сегодня в промышленно развитых странах различными ее проявлениями страдает примерно треть населения. Наш Минздрав осторожничает и называет цифру порядка 12 процентов, но это, думается, учитывая известные экологические проблемы, лишь верхушка айсберга. Между тем парфюмерия и косметика (в особенности дешевые изделия малоизвестных производителей) чуть ли не полностью состоят из синтетических химических компонентов, от ежедневного соприкосновения и вдыхания которых до аллергии - один шаг. Не случайно, что во всем мире растет так называемое "антипарфюмерное движение". Его лидеры призывают отказаться от использования духов и прочих искусственных ароматизаторов в общественных местах, чтобы уважать права аллергиков и астматиков. Эти аргументы уже восприняты некоторыми государственными учреждениями. Например, в большинстве школ и больниц канадской провинции Новая Шотландия введен запрет на пользование парфюмерией.

Вообще, с точки зрения рядового потребителя, в мире складывается парадоксальная ситуация: состав духов, одеколонов и прочих парфюмерных средств остается для него тайной за семью печатями. И вовсе не случайно. Как только Европарламент издал две директивы, обязывающие производителей перечислять на упаковке товара все используемые ингредиенты (включая опасные аллергены), что тут началось! Французская ассоциация парфюмеров сразу громогласно заявила, что это, дескать, отпугнет многих мнительных покупателей и даст козыри конкурентам. Более того, раскрыв свои замысловатые рецептуры, включающие порой до сотни компонентов, знаменитые производители окажутся беззащитными перед армией фальсификаторов. Как следствие - такой естественный шаг навстречу правам потребителя приведет к исчезновению из магазинов 75 (!) процентов марок духов, поскольку в их составе просвещенная публика сразу обнаружит сомнительные вещества. Так что, по мнению руководства ассоциации, лучше все оставить как есть, а граждане пусть продолжают выкладывать денежки за "кота в мешке".

В Беларуси ситуация не лучше. Достаточно зайти в любой универмаг (не говоря уже о вещевом рынке), чтобы, просмотрев десятки флаконов с духами и дезодорантами, прочитать в их составе лишь скупое: "Спирт, вода, парфюмерная композиция". И все. Что скрывается за этой пресловутой "парфюмерной композицией", нам, увы, знать не положено. Вряд ли что-то уж очень полезное для наших органов обоняния. Как выразился по этому поводу в неофициальной беседе со мной один известный специалист-аллерголог: "Да, везут к нам всякую дрянь..."

Однако заведующий лабораторным отделом Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Илья Демидов подчеркивает, что все парфюмерно-косметические средства, поступающие в продажу, предварительно проходят специальное исследование на животных и людях (волонтерах). И на этом основании считаются полностью безвредными. А рядовому покупателю достаточно посмотреть точный перевод на русский (белорусский) язык состава импортного дезодоранта или одеколона и гигиеническое удостоверение с синей печатью. Тем более что полный перечень всех химических компонентов парфюмерии, по его мнению, непросвещенному обывателю вряд ли что скажет.

С этим, конечно, можно поспорить, но что же получается сейчас? Как ни верти, а покупатель, страдающий повышенной чувствительностью к какому-либо химическому веществу (и знающий об этом), вынужден проводить опыты на собственном здоровье, предварительно заплатив за весьма недешевый флакончик. Подойдет - не подойдет, будет раздражение с удушьем или нет? Но в любом случае обратного пути уже нет, поскольку такие средства по белорусскому законодательству при их "надлежащем качестве" обмену в магазине не подлежат. Только вся загвоздка в том, что огульный подход здесь вряд ли уместен. Тот же самый "качественный" для здорового Иванова лосьон может привести к печальным последствиям, скажем, для астматика Петрова...

Очевидно, что сейчас в мире идет жесткое столкновение интересов парфюмерных корпораций, чей годовой оборот перевалил за 3 миллиарда долларов, и права "маленького человека" на информацию о свойствах товара. Чья возьмет? В любом случае, когда в странах, поставляющих на белорусский рынок львиную долю духов и дезодорантов, победят интересы потребителя, нам уже подкорректировать собственные стандарты будет гораздо проще.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter