Торговля пытается накручивать цены на сахар, гречку, маски, антисептики

Коварная арифметика розницы

С начала года МАРТ выявил свыше 90 случаев нарушения законодательства о ценообразовании. Наиболее распространенное — повышение цены на те или иные группы товаров. Особую любовь розница традиционно испытывает к сахару, гречке, маскам и дезсредствам. Именно они чаще фигурировали в документах. Цены на некоторые позиции взлетали более чем на 100 процентов!

Фото  pixabay.com

Разбираться на месте, по правилам ли они установлены, думаю, будет редкий покупатель. Возможно, лишь тот, кто работает в этой сфере. Если цена не по карману, рядовой посетитель магазина у кассы развернется и поищет подходящий для кошелька вариант. Защитить наши интересы призваны различные контролирующие ведомства и организации. Но и покупатель может за себя постоять. Самый простой способ — обратиться на прямую линию в МАРТ или госконтроль и рассказать о вызывающих недоверие ценах.

Попыталась разобраться в непростой для обывателя системе установления розничной цены на товар. Как она формируется? Если не ошибаюсь, к произведенной на предприятии добавляется оптовая надбавка, торговая, и только после этого продукт появляется на полке. Цены на социально значимые товары, чтобы они были доступны для любой категории покупателей, МАРТ держит под контролем. К примеру, госрегулирование на мясо, рыбу, молоко, сыр и другие позиции (их несколько десятков) продлено до 15 октября. На некоторые товары (маски и дезсредства) была введена предельная торговая надбавка — 15 процентов к отпускной цене производителя, выше которой розница не может устанавливать. Не может, но почему-то делает.

Маски и антисептики по-прежнему остаются товаром особой значимости. Возможно, именно поэтому некоторые магазины не гнушались мухлевать и цены на них взвинчивали в разы. Одна из торговых сетей продавала дезсредство с торговой надбавкой почти 98 процентов! И это еще не рекорд. Победителя антирейтинга выявил МАРТ, кстати, по подсказке людей, сообщавших на горячую линию о высокой стоимости антисептика в столичных аптеках. Так вот, там средство для обработки рук продавали с торговой надбавкой почти в 190 процентов к отпускной цене производителя! Емкость с жидкостью объемом 0,5 литра оценили в 20 рублей. Посчитай они правильно, как того требует законодательство, цена на него едва равнялась бы 8 рублям.

Как-то в личной беседе с представителем торговой сферы поинтересовалась, как они в своем кругу объясняют такие выкрутасы коллег? Один из вариантов: при формировании розничной цены ее… неправильно округляют. Разобраться в подсчетах, как оказалось, несложно. Подробные методички, как это делать без ошибок, есть на сайте МАРТ. Главный постулат: округляй правильно. То есть рентабельность реализованной продукции, надбавка импортера, оптовая и торговая (с учетом оптовой) надбавки не должны превышать предельного уровня. В случае с масками и антисептиками — 15 процентов. Как это правило работало для розницы? Допустим, продмаг купил дезсредство по цене, в которую уже включена оптовая надбавка в 5 процентов. Значит, при реализации товара в магазине, максимальная торговая надбавка не должна превышать 10 процентов. А если оптовая надбавка 15 процентов, то торговая — 0. При этом для того, чтобы правильно сформировать цену, представители торговой точки должны выяснить, какой была отпускная цена и уже примененная оптовая надбавка.

Что мешает последовать инструкции и оградить в первую очередь свою организацию? Как отмечали представители контролирующих ведомств, к нарушениям приводит не только неправильный порядок округления розничных цен при их формировании, но и злоупотребления со стороны представителей торговли. И если в первом случае можно отделаться рекомендацией устранить нарушение, то во втором грозят немалые штрафы. С начала года нечестно устанавливающие цены организации (треть от общего числа нарушителей) заплатили свыше 98 тысяч штрафных санкций.

Мониторинг торговых объектов, конечно, будет продолжаться, и каждый из нас, напомню, может рассказать профильным организациям о вызывающих недоверие ценах. Главное — знать, почем продают аналогичные товары в разных торговых точках, и сравнивать цифры, чтобы не попасться на удочку злоупотребляющим нашим доверием дельцам.

veselukha@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter