Котильон для поколения next

Книжный навигатор
Книжный навигатор

Югася Каляда. Галоўная памылка Афанасiя. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2005.

Не так много у нас читабельной молодежной прозы, написанной от имени и для поколения сегодняшних двадцатилетних... Не знаю, как сие поколение обозвать. Next? Эпохи Интернета? Героиня Югаси, ее «альтер эго» читает Гессе, шлет эсэмэски, сдает экзамены, бреет голову налысо, влюбляется, разочаровывается... Где бы ни происходило действо — в студенческом спортзале, космосе, волшебном замке либо в мире ангелов, — это все те же уголки подсознания, сознания и собственной биографии, которые в юности кажутся единственной реальностью мира сего. Повествование из жизни интеллектуальной горожанки переходит в фэнтези, ирония — в мистику, после длиннот потока сознания вдруг — динамичный и яркий отрывок, и во всем та искренность и максимализм, которые одних притягивают, других возмущают, но без которых книга не состоялась бы, как и облик Югаси.


Василий Аксенов. Вольтерьянки и вольтерьянцы. Старинный роман. Москва. «ЭКСМО», 2005.

Не жалея эпитетов для сего «букероносного» романа, называют его критики «полуисторическим, полуавантюрным, полуфилософским, полуанекдотическим

и т.д.», а также хулиганским и не похожим на предыдущее творчество писателя... Хотя дух фантасмагории, сатиры сразу приведет на память «Затоваренную бочкотару» того же Аксенова. Что касается буйства красок и способов их наложения, то роман, видимо, из тех, что писались с удовольствием, для интеллектуального озорства плюс завуалированного мессианства. Ведь где и разыграться, как не на «машкераде», тема коего — век самый что ни на есть авантюрный. Екатерина II, поклонница Вольтера, назначает встречу со своим духовным наставником в замке на острове Оттец. Великую императрицу представляет ее фаворит Фон–Фигин («машкерад» самой Екатерины), встрече споспешествуют два юных неубиваемых красавца гвардейца Миша Земсков и Коля Лесков, оные влюблены в тут же обретающихся курфюстиночек–двойняшек... А к замку подбирается зловещий казак Эмиль, подстрекаемый бесом Сорокапустом... Словно в пестром котильоне, мелькают маски, монстры, призраки да видения нонешней цивилизации... Автор изящно вписывается в контекст событий, играя именами, наделяя себя мифическими предками, витая философско–русофильским духом на фоне декораций... А уж поговорить от имени Вольтера, попросвещать народ — это же бал литераторской души! Правда, где–то к середине романа несколько устаешь от «облитераций», «уношей», «кунстштюков» и прочих искусственных словесных построений, усеивающих текст, как фарфоровые розочки саксонскую конфетницу в стиле кич... Что ж, маскарад происходит и на уровне языка, здесь все откровенно пародийно. Этакие «Гардемарины» навыворот» и «Фандорин в неглиже». А воспринимать как историческую ценность слова от имени масок «филозофа» и императрицы обязательно не более, нежели монгольскому почтовому голубю Егору уметь писать.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Светоч», Минск, пр–т Победителей, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter