Кот в мешке и ВТО

ВТО может стать препятствием для реинтеграции ex-стран СССР

Всемирная торговая организация (ВТО) может стать серьезным препятствием на пути реинтеграции на бывшем постсоветском пространстве. Чего же больше от вступления в ВТО для национальных экономик — плюсов или минусов?

Таможенный союз и Единое экономическое пространство в рамках тройки Беларусь—Россия—Казахстан — фактор свершившийся, налицо и экономические выгоды от реальной интеграционной политики. Три бывшие республики Советского Союза заявили о желании выстраивать экономические отношения в соответствии с индивидуальными и общими интересами каждой из них также на принципах свободной торговли. С таким экономическим блоком государств вправе будут считаться активные игроки элитарного торгового клуба ВТО, а также ведущие экономики стран Европейского союза. Однако даже наиболее стабильная за счет сырьевых ресурсов российская экономика с оглядкой посматривает на ВТО, как организацию, напоминающую кота в мешке: пусть бы и ловил мышей в хозяйстве, а вдруг будет только к сметане прикладываться.

Чтобы в будущем не пожалеть о таком приобретении, может, лучше еще раз внимательно присмотреться к этой организации и кабальным требованиям, которые она предъявляет к экономикам республик, входивших в состав СССР. В частности, от России, стремящейся вступить в зону мировой свободной торговли, требуют уступок не только экономического, но и политического характера. Это явно противоречит задачам либерализации международной торговли, для решения которых ВТО и была задумана. Российское правительство уже ищет пути, как вступить в ВТО и меньше всего навредить отечественным производителям. В частности, речь идет о сельхозпроизводителях, для которых в случае вступления в ВТО будут введены неприемлемые квоты на основные виды продукции, в том числе и экспортоориентированной. К примеру, невиданный доселе прогресс переживает отрасль свиноводства, но распахнуть ворота перед аналогичной иностранной продукцией россияне не торопятся, так как ежегодные потери производителей свинины будут оцениваться в один миллиард долларов. Поэтому российские чиновники сходятся во мнении: неплохо бы первоначально изучить опыт тарифной и нетарифной защиты предприятий АПК, которую применяют в европейских странах — участницах ВТО, а также США. О конкурентоспособности российской сельхозпродукции на внешних рынках говорить пока преждевременно — на 2,2 млн. тонн собственной свинины приходится 1,15 млн. тонн более дешевой импортной продукции. Российский рынок говядины, да и продукции птицеводства весьма ограничен, а сама она столь дорога, что у инвесторов рука не поднимается вкладывать средства в эти отрасли.

Производители мясной продукции в российских регионах не без оснований опасаются, что в процессе переговоров о присоединении к ВТО правительство может пойти на уступки иностранным производителям мяса — снизить до нуля таможенные пошлины при сохранении квотирования. По оценке Российской мясной ассоциации, ежегодные потери федерального бюджета от снижения таможенных пошлин составят 200 млн. долларов, а общие потери производителей — 30 млрд. рублей.

Весной нынешнего года председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин, узнав, что отечественное энергомашиностроение не может развиваться из-за кабальных обязательств перед ВТО, в сердцах сказал: «На хрена им нас принимать, если мы и так все исполняем? Рынок денег стоит, а мы его бесплатно отдаем!» Тогда руководитель российского правительства в приказном порядке распорядился защищать отечественных производителей и не выполнять правила ВТО до тех пор, пока не произойдет «полное присоединение». В этом пассаже улавливалась мысль: а надо ли вступать в организацию, которая занимается откровенным шантажом, лоббируя интересы отдельных стран — членов Всемирной торговой организации. Тем более что и между ними то и дело вспыхивают бескомпромиссные торговые войны, которые затягиваются на многие годы. С другой стороны, Россия в состоянии продавать сырье и энергоресурсы за границу, не вступая в ВТО: их импорт никто не ограничивает, платишь твердой валютой и получаешь вожделенные газ и нефть. К тому же, не будучи связанной обязательствами перед ВТО, возможно играть пошлинами, защищая внутренний рынок и наказывая партнеров, ущемляющих национальные интересы России.

Какая участь ожидает в таких условиях экономику нашей страны? Как одна из основных миссий — обслуживание по квотам дешевым товаром и такой же рабочей силой интересов западных компаний? 

Не случайно создание Таможенного союза и Единого экономического пространства под носом у ЕЭС и ВТО поставило в тупик элиты этих формирований — конкурент в лице тройки государств может возродиться из пепла и навязать им свои торговые условия. В том числе и вступить в ВТО не в качестве сырьевых придатков, о чем грезит Запад, а серьезными игроками на мировом товарном рынке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter