Кот в колыбели

В наши дни набор торжеств, связанных с рождением ребенка, достаточно традиционен.
В наши дни набор торжеств, связанных с рождением ребенка, достаточно традиционен. Выбор имени, регистрация нового человека в загсе, иногда крещение. А еще - накрытый в честь малютки праздничный стол... Но в конце XIX - начале XX века новорожденного встречали многочисленными обрядами и ритуалами.

По словам старшего научного сотрудника отдела этнологии Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси Татьяны Кухаронак, лет сто назад первыми, чьи руки касались нового человека, становились бабки-повитухи - женщины преклонного возраста, владеющие акушерскими навыками и знающие секреты народной медицины. Ко всему прочему, это были дамы с хорошей репутацией. Именно повитуха становилась некровной, но очень близкой родственницей младенца - крестной бабушкой. Она неотступно находилась рядом с ним в первые дни его жизни, а позже на все праздники навещала своего подопечного.

Как только младенец появлялся на свет, его купали. Воду не кипятили, а лишь слегка подогревали. Иначе, по поверью, он вырастет взрывным - сам будет "кипеть, как вода". Туда опускали монету или зерно - для будущего богатства. А девочке еще и немного молока подливали, чтоб стала красавицей. Если рождался мальчик, воду выливали под "мужское" дерево, например, дуб. Девочка - соответственно под "женское": яблоню, сливу или вишню. Или под печь: будет в доме хозяйкой. А на Полесье и вовсе выплескивали на крыльцо, чтобы побыстрее замуж вышла.

После купания мальчика заворачивали в старую отцовскую одежду, девочку - в материнскую: для будущей домовитости и привязанности к родне. Иногда поступали и наоборот - чтобы пользовались успехом у противоположного пола. Затем младенца полагалось перевязать тканым поясом с красными нитками: считалось, что этот цвет будет его оберегать. Его старались класть только на правый бок, чтоб вырос правшой. А перед тем как впервые уложить новорожденного в колыбель, туда ненадолго пускали кота. Наши предки верили, что в пустую детскую постель забирается нечистая сила и кот все ее вредоносные чары примет на себя. Еще эту самую нечисть отгоняли, спрятав нож под матрасом из сена. Между прочим, в старину в ходу была и такая жутковатая примета: качание пустой колыбели грозило малышу смертью.

А спустя пару дней после рождения ребенка приходила пора отведок: молодую маму навещали замужние женщины. И приносили с собой продукты, чтобы она не утруждалась домашними хлопотами. Застолья при этом никакого не устраивали. Пришедшие даже младенца не видели: его сторожила повитуха. К чему же такая секретность? Просто наши предки очень боялись сглаза. Они вообще старались не показывать посторонним ребенка до года, а тем более - новорожденного. Поэтому даже на крестинах прятали виновника торжества от гостей.

На крестины приходили семейные пары с подарками: кусками льняного полотна, полотенцами, деньгами. Женщины опять брали с собой еду, на сей раз - чтобы накрыть праздничный стол. Главным обрядовым блюдом была "бабина каша" в глиняном горшочке, которую варила все та же вездесущая повитуха. Разыгрывался целый спектакль: энергичная бабуля всем гостям предлагала ее выкупить, и те отсыпали ей монетки. А крестный отец ребенка должен был оказаться щедрее всех. Если он жадничал, над ним потом насмехалась вся деревня. Выкупив горшок, крестному отцу следовало исхитриться разбить его ровнехонько на две половинки и при этом не уронить содержимое. Затем повитуха делила кашу между гостями. На Поозерье существовал и такой обряд. Отцу новорожденного давали съесть ложку адской смеси из каши, перца, редьки и еще чего-нибудь соленого и горького. Всю эту мешанину ему приходилось проглотить... с улыбкой. Считалось, что его супруга перенесла муки из-за младенца, а теперь их часть он должен принять на себя.

В крестные приглашали тех, кто был у односельчан на хорошем счету. Ворам, пьяницам и лентяям эту роль не отводили. Еще крестным полагалось быть моложе родителей малыша, чтобы они могли стать его опекунами, если что-то случится с его родными отцом и матерью. Кроме того, кумовья становились друзьями на всю жизнь и размолвки между ними осуждались.

Наши предки верили, что поведение крестных за праздничным столом может повлиять на судьбу ребенка. Им полагалось непременно сидеть рядом, чтобы малыш не рос редкозубым. И пить четное число рюмок водки - чтобы крестник не остался навек холостяком или старой девой.

Последний обряд под названием "тягать бабу на бороне" существовал во всех регионах Беларуси, кроме Западного Полесья. Борону, на которой сидела повитуха, тянули по земле. Такое шуточное действо на самом деле отражало уважение односельчан к этой женщине - посмотрите, дескать, какая героиня. В старину верили, что раз она принимала роды, значит, владеет магической силой и способна оплодотворить землю.

- Наши предки всю жизненную мудрость чувствовали интуитивно, - подытоживает Татьяна Ивановна свой рассказ. - Записать ее они не могли, а потому "шифровали" в обычаи, обряды, поверья и так передавали из поколения в поколение.

Для нас же их образ жизни - неисчерпаемая энциклопедия народной культуры, позволяющая почувствовать дух давно минувшей эпохи и понять свои корни.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter