Ансамбль "Песняры" подарил эскизы и концертные костюмы музею истории театральной и музыкальной культуры

Костюм пришелся впору

17 эскизов концертных костюмов поступили в фонды музея истории театральной и музыкальной культуры в прошлом году, о чем широкой общественности стало известно благодаря публикациям «СБ». На днях коллекция существенно обогатилась. Хранитель Татьяна Бушева демонстрирует впечатляющие новинки. Например, щегольскую шляпу Владимира Георгиевича, украшенную залихватским перышком (подарок мулявинского костюмера), в которой он выходил на сцену. А еще в филиал Национального исторического музея недавно поступили эскизы костюмов современного ансамбля и «песняровского» концертного гардероба 1998 года.


Татьяна Бушева извлекает драгоценные экспонаты из новых шкафов для хранения, которыми обеспечен филиал Национального исторического музея:

— У нас множество экспонатов, связанных с историей ансамбля «Песняры» и Владимиром Мулявиным. Тем более приятно, что реликвии продолжают поступать в наши фонды. После выставки, на которой мы показали наброски костюмов к «Песне про долю» и вообще весь материал, связанный с творчеством Владимира Мулявина и его коллектива, мы начали сотрудничать с государственным ансамблем «Песняры». И при содействии Министерства культуры вели переговоры о передаче нам на постоянное хранение свыше 70 эскизов, сделанных Юрием Пискуном в 1998 году и Натальей Губиной в 2012 — 2013 годах, а также 9 костюмов к концертным программам ансамбля.

В фондах Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры есть работы практически всех сценографов страны и художников по костюмам, а теперь и тех, кто в разное время одевал «Песняров» и продолжает это делать. Особую ценность представляют изображения, относящиеся к последнему, «расколотому» периоду существования ВИА. Если порыться в интернете, можно сопоставить фото, на которых присутствует Владимир Мулявин вместе с артистами ансамбля, с теми образами, которые фигурируют на рисунках Юрия Пискуна.

Знаменитая шляпа Владимира Мулявина.

Часть плотных бумажных листов — красивые, яркие, сопровождаемые детальной «раскадровкой» сложной вышивки в народном стиле изображения нарядов, в которых выступает нынешний состав государственного ансамбля. «Костюмы еще в деле, а эскизы уже у нас!» — радуются в музее. Художник Наталья Губина вспоминает, как создавались две коллекции — одна из льна, а вторая из бархата:

— О, это долгая история! Вся графика была задумана как близкая к нашей природе, с цветочными мотивами и птицами, в ней отразилась вся поэтика «Песняров»: природа, любовь к родным просторам, к небу и полету. В первый раз в этих костюмах музыканты появились в программе «Романтика романса» на канале «Россия–Культура», которую вел еще Святослав Бэлза. Каждый образ утверждался на внутреннем худсовете, изготовление костюмов заняло не меньше полугода — вышивки сложные, их делали на специальных машинах. Было столько приключений, что на целую книгу хватит. У одного из солистов как раз жена рожала, так он в нервах похудел на 10 килограммов, пришлось наряд спешно ушивать. То нитки кончились, то меняли бракованную ткань, то выдергивали ансамбль на примерку за час до отъезда на гастроли...
Старший научный сотрудник музея Анна Лобузова уверена, что костюмы современных «Песняров» тоже станут реликвией.

Бархатная коллекция пока что по–прежнему служит музыкантам, а вот предметы из льняной теперь получили прописку в музее. Богато расшитые пояса и рубахи, аксессуары — все это в прекрасном состоянии (а сберечь текстильные изделия, наиболее подверженные разрушительному влиянию времени, — задача не из легких). Когда удается сохранить для будущих поколений то, что уже через несколько лет будет серьезной ценностью, историки ликуют, как дети: нередко случается, что наследники мэтров искусства безжалостно выбрасывают и «ненужные» наряды, и старые бумаги, кажущиеся им бесполезным хламом. Да и костюмы из той же «Песни про долю» до нас, к сожалению, не дошли, сохранившись лишь в эскизах. В те времена о них как о будущих музейных раритетах никто не думал, склада с реквизитом у ансамбля не было, так что за 40 лет от тканей и ниток не осталось даже памяти. Наученные горьким опытом, подвижники–музейщики стараются уже сегодня заполучить в фонды то, что завтра станет историей.

«Песняры» — белорусский бренд, узнаваемый за рубежом. Это — наши «Битлз», — позиция директора Национального исторического музея Олега Рыжкова проста:

— Пополняя музейный фонд страны, мы работаем на наше завтра и послезавтра. Это ежедневный кропотливый труд, который ведут наши сотрудники — настоящие фанаты своего дела. И лучше делать это сейчас, работая с современниками, чем потом разыскивать остатки безнадежно утраченного и возвращать за безумные деньги. Тем более что родственники не всегда помогают: бывает, что они не согласны в оценках и не считают какого–то человека достоянием страны или просят огромные суммы за его наследие. Поэтому мы нацелены на работу с современниками, и вдвойне приятно, когда люди идут навстречу и дарят музею какие–то экспонаты.

Научный сотрудник музея Александр Нестерович «читает» сложную вышивку.

Так, например, поступил известнейший балетмейстер Валентин Елизарьев: целую выставку, собранную в честь своего юбилея, великий артист подарил Государственному музею истории театральной и музыкальной культуры.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter