Костер погас. Буйные попрятались

Кишинев: постфактум

Так кто же сегодня хозяин на кишиневской улице? В буквальном смысле властям удалось взять под контроль ключевые точки в столице. Полиция вчера с утра держала в плотном оцеплении здание правительства. Более того — президент Владимир Воронин, который с начала беспорядков не был замечен в особой активности, вчера уже провел встречу с представителями гражданского общества в Кишиневе. Там он и назвал произошедшие события «попыткой государственного переворота». Заявив при этом, что в случае повторения беспорядков правоохранительные органы будут применять силу.


В европейской прессе превалирует криминальная лексика в описании происходящего: события в Кишиневе называют хаосом, погромами, уличными беспорядками... Выражение «революция кирпичей» промелькнуло в одной немецкой газете скорее как пародия на социальный протест.


Действительно, социальный протест выражается голосованием. А оно, как подтвердили самые авторитетные европейские институты, было в Молдове на прошедших парламентских выборах демократичным, включая и подсчет голосов.


Проблема не в подсчете голосов. Проблема в отсутствии рабочих рук и эффективной экономики, которая и создала Молдове имидж беднейшей страны континента. На конференции по безопасности в Мюнхене, кстати, молдавскому президенту пришлось оправдываться и опровергать бытующее в Европе и остальном мире мнение об опасной нищете молдаван. Молдавский президент ответил, что его республика имеет самые богатые в Европе земли, просто еще не имела возможности из–за разных проблем как следует ими заняться...


Нужна ли Европе еще одна волна гастарбайтеров, которые сегодня, вместо того чтобы заняться собственными «богатыми землями», митингуют на кишиневской площади под румынскими флагами с лозунгом «Молдову в Европу»?


После массовых беспорядков власти Молдовы приняли решение ввести визовый режим с Румынией и объявили посла этой страны в Кишиневе персоной нон грата. Президент Владимир Воронин заявил, что «Румыния замешана во всех происходящих в стране событиях».


«Это обвинение является провокационным. Неприемлемо, чтобы коммунистические власти в Кишиневе перекладывали ответственность за внутренние проблемы молдавской республики на Румынию», — парировал Бухарест.


На мой взгляд, искать «руку Бухареста» — такой же легкий выход из создавшегося положения, как и опираться на нее... Ясно же, что никто не захочет объединяться с другой страной, если хорошо в своей.


Но... Путь из нищей страны в «великую Румынию» действительно кажется некоторым оппозиционным политикам самым легким выходом из того бедственного положения, в котором сегодня оказалась страна.


Судя по экономическим результатам, молдавские власти пока не могут избавить общество от вопиющего разделения на нищих и богатых. А оппозиция увлекает молодежь перспективами богатой и счастливой жизни, воплощением которой для многих являются Евросоюз и соседняя Румыния, ставшая недавно членом ЕС.


«Молодым людям надоело жить в коррумпированной, бесперспективной и во многом совковой в самых плохих значениях этого слова стране. А эта совковость у нас напрямую ассоциируется с Россией, поскольку, уж простите, но именно Владимир Воронин считается в Молдове главным пророссийским политиком», — цитирует РБК daily высказывания одного из деятелей оппозиционной Либерально–демократической партии Молдовы.


На мой взгляд, Владимира Воронина можно в равной степени назвать как пророссийским, так и проевропейским политиком: ведь, декларируя курс на вступление в ЕС, он в то же время планирует совместить интеграцию в Европейский союз и СНГ. «Нельзя противопоставлять добро добру (ЕС и СНГ)», — говорит Воронин.


Другое дело, что Молдова особенно ничего не получила от России, кроме санитарного врача Онищенко с его анализами... Эксперты отмечают, что за годы после распада Союза российская элита доказала: у нее нет какой–либо стратегии в отношении стран ближнего зарубежья.


Возможно, проблемы Молдовы — это действительно ее проблемы. Но румынские флаги на правительственных зданиях Кишинева первыми заметит Приднестровье, где Россия очень много сделала для установления мира в регионе и прекращения кровопролития. Разворошить это гнездо означает создать настоящую угрозу как для молдавской, так и для российской и европейской безопасности.


А теперь от общего к частному.


После того что натворили во вторник молодежные толпы — поджоги, грабежи, насилие, — наступило время для вождей оппозиции, а если говорить без обиняков, то подстрекателей, обратить внимание на институциональность. То бишь на персональную ответственность за фактическое соучастие в безобразиях. Ведь одно дело болтать и красоваться, другое — честно глядя в глаза прокурору, отвечать на неудобные вопросы плюс перспектива не только красиво «постоять» за свободу, но и, вполне возможно, посидеть за оную. Уже ночью все те, кто организовал погромы, дружно и трусливо попытались откреститься от уголовщины. Небезызвестная Наталья Морарь, которую, кстати, не так давно экстрадировали за неблаговидные дела из России, заявила, что она вообще ни при чем — просто вышла погулять, — а во всем виноваты... начальники оппозиционных партий. Выдающаяся женщина! Ведь еще днем во вторник именно г–жа Морарь сделала свой компьютер центром «мобилизационной готовности» и была, по сути дела, одним из главных рупоров для организованного сбора погромщиков. Теперь она пишет на своем блоге: «Наша инициативная группа не несет ответственности за грабежи, которые происходили. Молодежь, которую мы собрали, тихо стояла на площади». Ну а как же иначе? В таких случаях всегда виноват неизвестный дядя... Как это похоже на всех больших и малых аферистов от политики. Чуть что — в кусты. В молдавском варианте — в кодры.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter